Новые российские власти не были заинтересованы в создании сильной судебной власти; они скорее добивались своего за счет чрезвычайных мер и особых полномочий. Мы помним, что конституционный кризис 1993 года включал в себя, помимо прочего, и откровенное игнорирование сторонами решения Конституционного суда. Ожидать после этого пиетета перед судебной властью от бенефициаров тех событий не приходилось. Его и не было. Суды и судьи в начале 1990-х были так же унижены бюджетным кризисом и гиперинфляцией, как и другие госслужащие. В судах оставались те, кому не нашлось места в новой системе, и те, кто готов был использовать госслужбу для личного обогащения.
Вскоре на сцене появилась новая русская буржуазия в ее самой неприглядной форме. Свои конфликты она либо решала уголовными методами, либо доверяла иностранным юрисдикциям. Создание судебной системы, способной заставить сильных соблюдать правила игры в интересах всех участников, в том числе и слабых, явно не входило в интересы героев ваучерной приватизации и залоговых аукционов. Более того, в тех случаях, когда «новым русским» приходилось взаимодействовать с судами и другими элементами правоохранительной машины, они скорее были готовы коррумпировать существующих судей, чем заниматься кропотливой работой по созданию эффективной и справедливой судебной системы. Суды оказались деморализованы и коррумпированы. Что-то похожее в это время происходило и в других институтах государства, от парламента до милиции и от администрации президента до диппредставительств.
Судьи оказались заложниками (наложницами?) местных губернаторов, дававших им квартиры и деньги на ремонт помещений. Олигархов, которые брали на содержание иногда целые регионы. А то и просто местных бандитов, быстро нашедших общий язык с правоохранителями всех типов.
Номенклатурный реванш начала 2000-х потому и прошел так легко, что все ключевые институты государства оказались коррумпированы и выпотрошены предыдущим десятилетием. Оказалось, что судьи, вчера принимавшие миллионные взятки от олигархов, сегодня спокойно готовы отправить тех же олигархов на нары. Сотрудницы публичного дома, как выяснилось, не отличаются верностью вчерашним клиентам.
Все, что мы видели в последние 20 лет, укладывается в одну схему: режим готов закрывать глаза на непрофессионализм и коррупцию в судах, но требует от судов полной лояльности во всех делах, в которых напрямую заинтересован Кремль.
Это интересное сочетание политической сервильности, непрофессионализма и простой коммерческой коррупции дало нам целый ряд интересных феноменов:
— суды, в которых нельзя выиграть дело против местного царька (вспомните Москву при Лужкове и поймите, что с тех пор ничего не изменилось);
— суды, целиком зависимые от конкретного олигарха (история с Настей Рыбкой и Усть-Лабинским судом еще свежа в памяти);
— суды, где существуют «общаки» для справедливого раздела коррупционного дохода — прямо как в ресторанах у официантов и поваров;
— региональные суды, где нельзя выиграть у конкретной московской финансовой группы;
— конституционные судьи, клянущиеся в верности нынешнему начальнику страны.
И вот эту систему нам предлагают реформировать, создав новый центр повышения квалификации судей?