Аналитика Перемен
План перемен: Какой должна быть научная политика
Андрей Заякин
Наука в России к началу XX века вышла на мировой уровень, подарив человечеству выдающихся ученых. В советское время науку пытались подчинить государственной идеологии, что драматически отразилось на развитии некоторых научных направлений. Тем не менее даже в условиях изоляции научного сообщества в ряде естественнонаучных направлений СССР достиг мирового уровня. В 90-е, на фоне экономического кризиса, государство практически забыло про существование науки; многократное падение финансирования привело к массовому отъезду ученых за границу и уходу из профессии. Несмотря на некоторый рост в 2000-е, финансирование науки остается на неадекватно низком уровне. При этом условия работы ученых ухудшаются из-за нарастающего административного произвола и общей атмосферы мракобесия и самоизоляции, насаждаемой руководством страны.
Текущее состояние дел
В последние годы наблюдается тенденция к снижению финансирования гражданской науки, в то время как растут расходы на военные разработки. В результате, финансирование фундаментальной науки в России составляет 0,14% ВВП — это в несколько раз ниже, чем в развитых странах и даже в странах с переходной экономикой, таких как Польша (0,23% ВВП) или Эстония (0,37% ВВП).

Постоянно возникают инициативы сосредоточить оставшееся финансирование на нескольких «приоритетных направлениях», развитие которых, как правило, доверяется друзьям В. В. Путина.

В гражданской прикладной науке действуют непрозрачные схемы финансирования. Значительная часть средств распределяется через конкурсы, победители которых известны заранее.

Помимо нехватки финансирования, работа ученых усложняется растущей бюрократизацией, отчетностью и попытками административного контроля над их деятельностью.

Ученых зачастую параллельно контролируют несколько инстанций, в каждой из которых свои формы отчетности. Проведенная в 2013 году с полным пренебрежением к научному сообществу «реформа РАН» не решила никаких реальных проблем и лишь создала дополнительную громоздкую управленческую структуру — ФАНО.

Лицемерные по своей сути «Майские указы» Путина 2012 года предполагали, что зарплата научных работников должна была превысить среднюю по региону вдвое, но без выделения дополнительных средств на науку. Это привело к тому, к чему должно было привести, — припискам, манипуляциям со ставками работников и увольнениям.

Карьерное и материальное положение руководителей научных учреждений и вузов никак не зависит от результатов их деятельности. Немало директоров и ректоров получают зарплаты, в десятки раз превышающие зарплаты самых квалифицированных научных сотрудников.

Угрожающий масштаб приняли имитация научной деятельности и торговля дипломами. Согласно данным «Диссернета», количество проданных ученых степеней в 2000-е составляло около 10 тысяч штук в год (30−40% от общего числа). Высшая аттестационная комиссия вместо проведения экспертизы диссертационных работ координировала торговую деятельность «фабрик фальшивых диссертаций».

Имитации способствуют требования к «росту публикационной активности» и попытки оценивать работу ученых и коллективов по формальным, количественным критериям. Сформировалась целая индустрия фальшивых научных статей: появились «научные» журналы, в которых по факту отсутствует рецензирование статей, но взимается плата за публикацию.

Отъезд лучших выпускников за рубеж — норма во всем мире. Однако в научно успешных странах он компенсируется притоком специалистов высокого класса из-за рубежа, чего не наблюдается в России. В итоге это приводит к пресловутой «утечке мозгов».

Шпиономания, вмешательство органов госбезопасности в работу ученых едва ли не превзошли уровень советского периода. Множество ученых стали жертвами сфабрикованных уголовных дел о государственной измене и экономических преступлениях. Знаменитые иностранные ученые по произволу местных пограничников бывают вынуждены разворачиваться и улетать из России, так и не посетив приглашавшие их лаборатории.
Что делать
Неудивительно, что при работе в таких условиях наша наука сильно отстает от науки развитых стран как по числу статей в авторитетных международных научных журналах, так и по востребованности (цитированию) этих статей. Процесс восстановления научного капитала небыстрый, но важно сделать первые шаги в правильном направлении. Речь идет о десятых долях процента ВВП, о здравом смысле и о политической воле, чтобы восстановить институт профессиональной репутации и ограничить власть бюрократов. Ученым нужно предоставить возможность спокойно работать, а бизнесу — вкладываться в научные разработки, обеспечив права собственности и защиту от посягательств силовиков.
Необходимые действия (План перемен):
Финансирование
  • 1
    Финансирование фундаментальных научных исследований к 2024 году будет увеличено вдвое — с нынешних 0,14% до 0,28% ВВП. В денежном выражении это означает рост со 125 млрд до 250 млрд руб., без учета роста ВВП и инфляции. Часть этих денег пойдет на базовое финансирование всех научных организаций, занятых фундаментальными исследованиями, — оно вырастет на 80%, со 100 до 170 млрд руб. Это позволит значительно увеличить зарплаты сотрудникам. С 2025 года предполагается дальнейший рост финансирования с увеличением доли окладов. В три раза, до 80 млрд руб. в нынешних деньгах, вырастет финансирование Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда; возможно и создание новых грантовых систем; будет обеспечена конкуренция между ними за хорошие проекты. Линейка грантов станет более разнообразной, чтобы выигрывать их могли как вчерашние аспиранты, так и опытные специалисты. Ни узкотематических, ни дутых «междисциплинарных» конкурсов, победители которых часто известны заранее, не будет. Появится больше возможностей привлекать к проектам иностранных ученых, станет больше долгосрочных программ.
  • 2
    На зарплаты директоров институтов ФАНО, ректоров университетов и их замов будет установлено ограничение, чтобы исключить ситуацию, при которой они многократно превышают зарплаты ключевых научных сотрудников.
  • 3
    При участии бизнеса и индустрии будет реорганизована система поддержки прикладных научных исследований. На это, в частности, будут направлены средства, распределявшиеся в рамках узкотематических грантов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014−2020 годы».
Ослабление регулирования
  • 1
    В научных организациях выборы руководителей, решения о поддержке научных направлений, открытии или закрытии структурных подразделений будут находиться в юрисдикции ученых советов. Будет отменено решение о согласовании с органами исполнительной власти кандидатов в президенты РАН и избрания президента РАН.
  • 2
    Государство откажется от попыток сосредоточить работу ученых на нескольких «приоритетных направлениях» в ущерб всем остальным. Выбор тем научных исследований будут определяться в первую очередь профессиональным сообществом, в том числе с привлечением ведущих ученых международного уровня.
  • 3
    Организационные и хозяйственные функции органов, управляющих наукой и образованием, будут сбалансированы, их влияние на грантовое распределение средств будет полностью исключено. Система отчетности научных институтов будет реорганизована так, чтобы работу институтов оценивали только профильные специалисты. Функции ФАНО по контролю научной деятельности будут ликвидированы.
  • 4
    Деятельность спецслужб во всех научных учреждениях, не связанных с оборонной тематикой, будет прекращена, «первые отделы» закроются.
  • 5
    Важнейшие решения, такие как закрытие, слияние или поглощение научных учреждений, будут происходить только с согласия профессионального сообщества, по решению ученых советов институтов, а также отделений и общего собрания Российской академии наук. Массовой реорганизации и увольнения научных сотрудников не будет.
  • 6
    Нет планов сосредоточить все исследования в каком-то одном виде организаций (в частности, обсуждавшихся ранее планов переноса науки в вузы). Развитию университетской науки будет способствовать снижение преподавательской нагрузки на ученых и создание новых ставок.
  • 7
    Процедура закупки оборудования и материалов для научных исследований будет существенно облегчена в части законодательства о госзакупках и таможенном контроле.
Научная экспертиза
  • 1
    Будут закрыты диссертационные советы, замешанные в производстве фальшивых диссертаций. Руководителям таких ученых советов, как и самим обладателям фальшивых диссертаций, будет запрещено занимать руководящие должности в научных и образовательных организациях и участвовать в системе научной аттестации. Деятельность ВАК по торговле диссертациями в 2000-е годы будет расследована.
  • 2
    Любые профессиональные оценки (в том числе заявки на гранты) будут проводиться с учетом мнения внешних независимых экспертов, чтобы не допускать конфликта интересов. Объявление узкотематических грантов под конкретных исполнителей будет исключено; от практики распределения средств на исследования через госзакупки также следует отказаться. Экспертные процедуры будут строго регламентированы. Экспертизы проектов и отчеты по ним будут публиковаться.