В качестве примеров первых двух пунктов приведем различие в оптимальном регулировании производства компьютерных чипов и медицинских препаратов. В случае с медицинскими препаратами очевидна необходимость разработки новых лекарств для лечения все более сложных болезней и, возможно, излечения некоторых ранее неизлечимых болезней. Но технологии производства новых лекарств относительно легко могут быть воспроизведены конкурентами после проведения лабораторных испытаний и подтверждения эффективности и безопасности препаратов. Поэтому без временной патентной защиты у фармацевтических компаний нет стимула инвестировать миллиарды долларов в разработку и тестирование новых препаратов. И наоборот, если период, в течение которого компании позволяют быть монополистом, значительно длиннее, чем период окупаемости издержек разработки и тестирования, потребители будут платить завышенные деньги за препарат, который гораздо дешевле можно было бы купить при наличии конкуренции. Например, после недавнего истечения патента на Виагру компания Pfizer снизила его цену в 3 раза, чтобы оставаться конкурентной по отношению к дженерик-эквивалентам препарата.
С другой стороны, в отрасли производства компьютерных чипов и видеокарт нет необходимости ни применения тарифов, ни специального регулирования производителей, так как технический процесс производства чипов достаточно сложный, чтобы независимый производитель мог выйти на рынок и предложить продукт, по характеристикам похожий на чипы Intel или AMD. По сути рынок принадлежит двум компаниям, которые завышают цену при своих издержках достаточно, чтобы иметь маржу более 50%, но одновременно они инвестируют в новые технологии достаточно интенсивно, чтобы закон Мура не потерял актуальности и по сей день.
Следующий пример будет относиться к разделению фирм на более мелкие части. В случае если государство долгое время не вмешивалось в ситуацию на каком-либо рынке, в присутствии экономии от масштаба на данном рынке с большой вероятностью образуется монополия. Такая ситуация наблюдалась в сфере телекоммуникации (AT&T) и нефтедобычи (Standard Oil) в США в начале 20 века. После принятия акта Шермана, легшего в основу современному антимонопольному регулированию, правительство США судилось и разделило эти компании на более мелкие, создав конкуренцию в данных отраслях.
Нефтяная компания Рокфеллера, например, была разделена на более чем 30 независимых компаний, многие из которых существую по сей день как независимые нефтедобывающие компании (Exon, Amoco, Mobil, Chevron). Многие части империи Рокфеллера могут существовать по сей день как независимые и конкурирующие компании, и это доказывает, что разделение пошло на пользу обществу.
Компания AT&T была монополистом на рынке телекоммуникационных услуг в Америке до 80-х годов. Несмотря на то что эта компания инвестировала в развитие технологий (возможно, самый большой вклад в развитие цифровых технологий внесла разработка языка C/C++ в лаборатории Bell Labs, принадлежащей AT&T), этого оказалось недостаточно, чтобы обосновать её право использовать монопольную власть.
Самым тяжелым для регулирования является случай рынка, меньшего по сравнению с оптимальным размером фирмы. Особенно экстремальным здесь является пример естественной монополии. Естественной монополией может быть предоставление услуг ЖКХ, например, снабжение водой. Выгоды потребителей от наличия двух различных систем водоснабжения в крупном городе не могут окупить фиксированных издержек создания второй системы, когда первая уже работает. В этой ситуации водоснабжение является естественной монополией, и в отсутствие регулирования компания, владеющая водозабором и системами очистки воды, будет завышать тарифы и занижать качество воды для извлечения максимальной прибыли. Однако и в этом случае мировая практика показывает, как можно успешно регулировать данный рынок. Можно выделить два основных подхода: либо регулирование цен на продукт (воду для населения в данном случае), либо регулярные аукционы на право оказывать услуги жителям.
Первый механизм поощряет снижение издержек поставщиком, но одновременно гарантирует снижение стоимости оказания услуг в долгосрочном плане. Этот вид регулирования можно обобщить фразой «инфляция минус процент». Поставщику услуг разрешается повышать тариф на услугу раз в год, но повышение должно быть на определенное количество процентов ниже инфляции. Например, «инфляция минус два процента» значит, что поставщик может повысить тариф на 3 процента при инфляции 5 процентов и лишь на 1 процент при инфляции 3 процента. Единственная проблема возникает, когда поставщик больше не может получать прибыль и объявляет банкротство. В этом случае назначается новый поставщик, который предложит наименьший новый тариф, в будущем он может лишь повышать его по озвученной схеме.
Второй механизм предполагает проведение публичных аукционов на право предоставлять услуги городу на правах монополиста, но ставкой в данном аукционе является тариф на услуги. Допустим, такой аукцион проводится каждые 3 года и каждые 3 года все желающие компании заявляют тариф, по которому они готовы работать. Выигрывает компания, которая предложит минимальный тариф. Иногда, чтобы привлечь новых потенциальных поставщиков услуги, город дает преимущество компаниям, которые в прошлом не были допущены до управления. Например, если компания, которая сейчас управляет водопроводом, предлагает 3 рубля за кубометр воды, то, чтобы победить, новой компании нужно предложить не выше 3,5 рублей за кубометр. Данная схема как стимулирует новые компании участвовать, так и для текущую компанию — снижать свою ставку.
Разумеется, все эти рецепты не новость для настоящей Федеральной антимонопольной службы, там способны понять смысл разных типов антимонопольного регулирования. Кроме того, нынешний закон, разъясняющий рамки применения антимонопольной политики, в целом не такой плохой. Сейчас все упирается в применение доступных средств контроля. ФАС применяет «палочную» систему поощрения своих сотрудников. Как результат, инспектор мотивирован на количество кейсов, которые он «раскрыл», что рождает странные антимонопольные дела против мелких предпринимателей и одновременно упускает из виду монополистов на рынках ЖКХ, нефтепереработки, транспорта, так называемых «естественных монополий», которые не имеют никакого отношения к естественным монополиям в экономическом определении.
Наша программа предполагает введение независимых судов, в которых независимое ведомство ФАС, основываясь на вышеперечисленных принципах, будет судиться с монополистами, таргетируя тех, кто больше других вредит общественному благосостоянию, прикрываясь отсутствием альтернативы.