В деятельности ККС наиболее активное участие должны принимать представители адвокатуры (что сейчас напрямую запрещено), нотариата (также запрещено) и ученые юристы. При этом граждане, имеющие учёную степень в области права, не могут быть членами ККС, если в их научных работах были выявлены заимствования в количестве, несовместимом с самостоятельным научным трудом.
В настоящий момент существует
прямой запрет даже на возбуждение дисциплинарного производства в отношении судьи, в случае если жалоба подана ввиду несогласия с судебным решением. Этот запрет обусловлен стремлением минимизировать давление на судей, предоставить судье так называемое право на судебную ошибку.
Однако ввиду крайне плачевного состояния правосудия в России
предполагается, что такой запрет не может быть абсолютным, так как, с одной стороны он приводит к случаям массовых злоупотреблений, а с другой — допускает возможность длительной работы низкоквалифицированных судей. Есть ряд правовых норм, не знать которые судья не имеет права. Ошибочное их применение говорит либо об умышленном принятии неправосудного решения, либо о низкой квалификации судьи. Как первое, так и второе одинаково неприемлемо: чиновник, не знающий закон или игнорирующий его, не может распоряжаться судьбами людей.
В настоящий момент уголовно-процессуальный закон делает невозможным привлечение судьи к уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного судебного решения, если оно не отменено как «неправосудное»
(ч. 8 ст. 448 УПК РФ). Однако такой подход представляется порочным и допускающим злоупотребления. Так, законом предусмотрен ряд судебных постановлений, которые не могут быть обжалованы в принципе. Например, судебное определение о назначении экспертизы, определения и постановления Конституционного суда, постановления президиума Верховного суда. Такой подход дает своеобразный иммунитет ряду судей (членов Президиума Верховного суда, членов Конституционного суда) от ст. 305 УК РФ.
Более того, фактическое бездействие президиума Верховного суда
(по данным на 2016 год Президиум Верховного суда в порядке надзора рассмотрел 161 уголовное и лишь восемь гражданских дел!)
приводит к полной процессуальной безнадзорности и, как следствие, поощрению произвола нижестоящих судов.
Экспертами отмечается
крайне низкая юридическая техника при составлении судебных актов, что приводит к дальнейшей деградации судебной практики.
Процессуальная безнадзорность стала причиной того, что Верховный суд превратился в конвейер по проштамповке обезличенных и немотивированных отказных определений. Вне зависимости от степени серьёзности, нарушения закона, допущенные нижестоящими судьями, оказываются неисправленными, а злоупотребления — ненаказанными.
Предлагается разработать механизм, при котором будет возможно возбуждение дисциплинарного производства в отношении судьи в случае допущения им при принятии решения фундаментальных ошибок, приведших к грубым нарушениям прав человека. Само наличие подобных ошибок может являться признаком злоупотреблений и коррупции.
Дисциплинарный процесс в отношении судьи должен подробно регламентироваться специальным федеральным законом, сам процесс должен быть открытым и публичным.
Нарушение судьей принципа правовой определенности в любом случае должно квалифицироваться как дисциплинарный проступок, особенно если это нарушение систематично и прослеживается в серии дел, рассмотренных одним и тем же судьей.
Также предлагается ввести процедуру дополнительной проверки квалификации судей.
Подразумевается, что такая проверка может быть возбуждена по решению органа судейского сообщества в случае систематического допущения судьёй ошибок при разрешении уголовных, гражданских или административных дел. Проверка квалификации не будет являться дисциплинарным производством, т. к. незнание закона не является проступком и не содержит обязательной его составляющей — вины.
Признание Европейским судом по правам человека, Конституционным судом или Верховным судом неправильности применения конституционных (глава 2) или конвенционных норм в конкретном деле, рассмотренном судом, ведет к обязательной проверке квалификации не только судьи, который вынес решение, допускающее нарушения прав человека, но также всех судей, рассматривавших жалобы на это решение.
Предполагается введение нового вида решения, принимаемого вышестоящим судом по итогам рассмотрения жалоб: отмена судебного решения как неправосудного без повторного пересмотра дела в целом
. Случаи, при которых пересмотр дела невозможен, будут детально регламентированы законом. Об отказе в повторном пересмотре вышестоящий суд должен вынести мотивированное определение с разъяснением права обратиться с иском о компенсации вреда, причиненного незаконными действиями судьи.
Такой подход позволит привлечь к уголовной ответственности недобросовестных судей
без нарушения принципа правовой определенности и остановит вал неправосудных решений.
Будут приняты действенные меры по предотвращению клановости и кумовства: судьи, являющиеся близкими родственниками, не должны работать в судах одного региона. Также не должны работать в одном регионе с судьей и его родственники, работающие в прокуратуре, следствии и адвокатуре.