С реализацией описанных выше принципов функционирования ВС РФ
возрастет роль судов нижестоящих инстанций, главным образом кассационных судов.
В настоящее время обособленные суды кассационной инстанции образованы только в системе
арбитражных судов. Такими судами являются
Арбитражные суды Московского округа (г. Москва, проверка решений судов г. Москвы и Московской области),
Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург, проверка решений судов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Карелии, Мурманской, Калининградской, Вологодской, Тверской, Новгородской, Псковской областей),
Северо-Кавказского округа (г. Краснодар, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская области, республики Сев. Кавказа и Калмыкия),
Центрального округа (г. Калуга, области Центральной России, республика Крым, город Севастополь),
Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород, Владимирская, Ивановская, Кировская, Костромская, Нижегородская, Ярославская области, республики Коми, Марий Эл, Мордовия, Чувашия),
Поволжского округа (г. Казань, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республика Татарстан),
Уральского округа (г. Екатеринбург, республики Башкортостан и Удмуртия, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская области, Пермский край),
Западно-Сибирского округа (г. Тюмень, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, республика Алтай, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа),
Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск, республики Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальский и Красноярский края, Иркутская область) и
Дальневосточного округа (г. Благовещенск, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Чукотский автономный округ).
Арбитражные суды кассационной инстанции были созданы в 1995 г. практически одновременно с созданием системы арбитражных судов. За более чем двадцатилетний период существования суды округов наряду с ВАС РФ внесли существенный вклад в становление единого правового пространства России. Благодаря их экстерриториальному характеру, то есть несвязанностью административно-территориальным делением и юрисдикцией, распространяющейся на несколько субъектов, арбитражные суды округов могли формировать единую практику в соответствующем округе, которая, в свою очередь, далее могла быть легко сопоставлена с практикой иных округов. Это помогало ВАС РФ находить лучшие варианты разрешения правовых вопросов путем выбора накопленного опыта того или иного округа. Представляется, что изучение практики судов 85 субъектов в любом случае является более сложной задачей, чем изучение практики нескольких окружных судов.
Кроме того, во всех арбитражных округах кассационные суды проводили научные конференции по изучению практики округа. В рамках взаимодействия с нижестоящими судами окружные суды и в настоящее время обобщают и распространяют информацию о причинах отмены судебных актов, дают рекомендации по применению права. Учитывая процессуальные полномочия судов округа по корректировке судебной практики нижестоящих судов путем отмены (изменения) судебных актов, именно они являются одним из основных институтов обеспечения единообразного применения норм права множеством нижестоящих судов.
В отношении
судов общей юрисдикции обособленных судов кассационной инстанции не образовано: такие полномочия (в усеченном по сравнению с арбитражными судами округов виде) осуществляют президиумы областных и приравненных к ним судов, однако они не оказывают существенного влияния на практику нижестоящих судов. Учитывая это, многие ученые предлагали создать
полноценные суды кассационной инстанции и в системе судов общей юрисдикции.