Налицо значительное различие — кажется, что нефтяная отрасль дает вклад в 4 раза больше газовой. Но если посмотреть на долю налоговых отчислений относительно выручки, выяснится, что разница не такая большая — 29% для нефтяной промышленности против 22% для газовой.
В этом случае для простоты мы не учитывали издержки производства, то есть рассматривали долю налогов относительно не чистой прибыли, а всей выручки. Надо понимать, что фактическая налоговая нагрузка выше как для нефтяных компанией, так и для газовых, поскольку помимо НДПИ и экспортной пошлины существуют еще «стандартные» налоги, которые платят компании в любой отрасли: НДС, НДФЛ, налог на имущество и прочие налоги, а также акцизы на топливо.
Если мы предположим, что специфическая налоговая нагрузка для газовой отрасли увеличится с 22% до 29%, то есть до уровня нефтяной отрасли, то дополнительные поступления в бюджет составят около 270 млрд рублей. Это условная верхняя оценка дополнительных налоговых доходов — без учета разницы в издержках газовой и нефтяной отраслей, при полном выравнивании условий. Это значимые цифры для федерального бюджета, но они не идут в какое сравнение с 1,5 трлн рублей. С учетом разницы в издержках на транспортировку сумма возможных изъятий, видимо, будет меньше.
Разумеется, все вышесказанное не означает, что в газовой промышленности дела обстоят замечательно, управление эффективно и никакой необходимости в реформах нет. С точки зрения регулирования и условий функционирования отрасль «застыла» в реалиях 10−15 летней давности. В последние годы наблюдалось стратегическое равновесие между «Газпромом», который традиционно стоит на позиции «ничего менять не надо», и независимыми производителями в газовой отрасли (читай — «Роснефтью» и «Новатэком»), которые пытались пошатнуть позиции «национального достояния», но фактически не смогли добиться каких-либо существенных изменений. Сопоставимые лоббистские позиции обеих сторон приводят к тому, что любые серьезные инициативы взаимно блокируются. Последние серьезные изменения были связаны с началом торговли газом на Санкт-Петербургской торговой бирже (с октября 2014 года) и отменой монополии на экспорт СПГ (2013 год), что позволило реализовать проект «Ямал СПГ».