На момент ликвидации СССР дагестанские джамааты (сельские общины) и сельские общества в других республиках Северного Кавказа различались по своим экономическим, политическим и религиозным кондициям: был разный уровень индустриализации колхозного хозяйства в горах и на равнине, разная степень экономической самостоятельности домохозяйств
в животноводческих, садоводческих, рисоводческих и овощеводческих хозяйствах, разный уровень сохранения исламских знаний и религиозности общин.
В последующие 10 лет сельские общества различались скоростью и глубиной реисламизации, развитием или отсутствием развития неформальной экономики, участием своих выходцев в вооруженных конфликтах и степенью урбанизации (какие-то аулы уже перестали существовать, а в других, что крайне редко, население если не выросло, то почти не уменьшилось).
В целом, конечно, можно говорить о деградации сельских обществ после распада колхозной системы, которая как бы консервировала горские общества до середины 70-х. Трансформации и сохранению сельских обществ Северного Кавказа во время земельных реформ после завоевания его Российской Империей, после коллективизации и в послевоенный период посвящена обширная литература.
В некоторых сельских обществах сложились полулегальные промыслы вроде пошива меховых шапок, выращивания овощей и их доставки в северные регионы Российской Федерации, грузоперевозок, отходничества, изготовления обуви и мебели и т. д. Сельские общества, в которых были развиты альтернативные колхозным частные промыслы, сохранили большее число жителей после распада СССР. Именно в таких джамаатах в 1990-х и в 2000-х годах возникало соперничество между представителями зарождающегося среднего класса (фермерами, хозяевами мебельных и обувных цехов, владельцами большегрузных грузовиков) и колхозной и партийной номенклатурой, которая в целом сохранила контроль над бюджетными трансфертами и земельными ресурсами. Это было соперничество за выборные, административные и даже религиозные руководящие должности, дающие возможность распоряжаться землями под застройку, садами и огородами, распределять бюджетные рабочие места в местных администрациях, больницах, школах и отделениях федеральных ведомств, контролировать позицию имама в джума-мечети.
Но даже в обществах с экономически независимой и многочисленной протестной группой конфликты редко заходили дальше дискуссий в мечетях или на сельских сборах, если в эти конфликты не вмешивались региональные политики, мафия или правоохранительные органы. Вмешательство извне часто и провоцирует превращение сельского конфликта в proxy-конфликт региональных политических субъектов. В нашем исследовании примеры таких сообществ — Гимры и Карамахи в Дагестане и Былым в Кабардино-Балкарии. Есть примеры сельских обществ со сравнительно успешной постсоветской экономикой, во внутриполитические конфликты которых региональные элиты либо не вмешивались вообще, либо вмешались значительно позже.
Выходцы из сельских обществ, которые не смогли создать альтернативную колхозной экономику, массово выезжали на заработки в региональные центры, крупные российские мегаполисы и на север Западной Сибири, в нефтегазодобывающие города. Почти 20 лет после распада СССР в таких селах было нечего делать, и главным событием сельской жизни стали выборы разных уровней, в которых участвовали даже те, кто по 20−30 лет не жил в своем родном ауле, или назначение сельского имама. Среди россиян, присоединившихся к ИГИЛ, значительное количество — представители второго городского поколения именно из таких сельских обществ. Примеры таких джамаатов — Карата в Ахвахском районе Дагестана, Старый Костек в Хасавюртовском районе, Огузер в Кизлярском районе.
Масштабы сельских политических конфликтов и их переход в вооруженную фазу зависит от вмешательства региональных политиков, от того, включены ли в сельский конфликт крупные предприниматели, чиновники, религиозные деятели и представители мафии.
На уровне сельских обществ
реисламизация и радикализация стали ответом на крах советской идеологии, провал светского образования, беззаконие и насилие, охватившие Северный Кавказ в 1990-х годах. Исламу не было альтернативы, а радикальный ислам стал симметричным ответом на радикальное разрушение социального порядка и попытки представителей старшего поколения сохранить свое идеологическое господство при помощи эклектичной смеси
народного ислама, бюрократической власти официального духовенства и фрагментов советской идеологии.
Вовлечение исламизированных групп в локальные политические конфликты было спровоцировано социальным неравенством, которое стремительно развивалось на Северном Кавказе с начала 90-х годов. Кроме того, провоцирующим фактором стало присвоение новыми элитами колхозного имущества и большей части земельных ресурсов.
Проповедники просто исламизировали протест, отвечая на вопросы верующих о справедливости и о том, как правильно нужно поступать по исламу во всех спорных случаях.
Вооруженное насилие было проявлением политических конфликтов, в ходе которых и формировались новые локальные и региональные элиты. Эти элиты опирались на государственную монополию на насилие, параллельно ее размывая, блокируя политическую и экономическую активность своих противников, которые часто представляли конкурирующие группы семей. Проигравшие были вынуждены покидать свои села, переезжать в города, отправлять детей учиться за границу в исламские университеты, иногда — присоединяться к нелегальным вооруженным группам.
Острый политический конфликт в сельском обществе часто предшествовал присоединению членов джамаата к вооруженному подполью — Имарату Кавказ.
После краха СССР религиозное возрождение охватило Дагестан. В некоторых дагестанских селах жили проповедники из арабских стран.
В начале 1990-х годов группы мусульман из наиболее религиозных сел, таких как Губден, каждую пятницу после рузмана прямо от своей джума-мечети отправлялись по всей республике с призывом. Наиболее религиозные села первыми отправили свою молодежь учиться в Пакистан, Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию, Египет и первыми получили выпускников исламских университетов, обладающих серьезным религиозным образованием.
В меньшей степени реисламизация коснулась республик западного Северного Кавказа, например Кабардино-Балкарии, но и там арабы проводили конференции, приглашали студентов учиться.
Багаутдин Магомед — самый известный салафитский проповедник 1990-х. Выходец из горного Цумадинского района, из семьи переселенцев на равнину, он жил и проповедовал в Кизилюртовском районе Дагестана. Но его проповеди были популярны по всему Северному Кавказу — он был главным проповедником джихада в те годы.
Однако стремительная реисламизация и радикализация не привели к насилию. Большинство религиозных групп были вовлечены в вооруженные конфликты много позже — более чем через 10 лет, когда начал набирать силу Имарат Кавказ и когда давление правоохранительных органов коснулось большинства мусульман, не примкнувших к официальному исламу, роль которого в Дагестане играли и играют суфийские братства шазилийского и накшбандийского тарикатов.
Примером сообщества, которое одним из первых в Дагестане испытало на себе и острый политический конфликт, и его переход в вооруженную фазу, и вооруженное противостояние государству, можно считать Карамахи, в котором в середине 90-х произошла настоящая исламская революция.
Становление Имарата Кавказ во второй половине 2000-х совпало со строительством гидроэлектростанции и затопления под водохранилище садов пяти сел Унцукульского района. Мы разбираем кейс селения Гимры как пример социального протеста, который был поглощен вооруженным сопротивлением, Имаратом Кавказ.
Селение Карата, короткая история которого также будет здесь разбираться, пережило радикализацию части молодежи, но община не дала себя втянуть ни в локальный конфликт, ни в вооруженное подполье Имарата Кавказ. Только в 2010-х годах несколько человек, преимущественно мигранты в крупные города во втором поколении, отправились воевать в Сирию и Ирак.
Еще один пример — селение Костек, состоящее из двух частей, различающихся этнически, экономически, политически и по уровню религиозности, сравнительный анализ которых подкрепляет выдвинутые в начале статьи тезисы.
Имарат Кавказ очень схематично можно расположить между сельскими герильями и войной в Сирии. В какой-то степени Имарат вытеснил и заменил в зоне своей активности организованную преступность, мафию, а его лидеры вошли в состав региональной политической элиты, стали постоянными ньюсмейкерами регионального медийного пространства, часто попадая и в федеральные новостные ленты и аналитические публикации.
Война в Сирии на несколько лет заняла первые полосы мировых медиа и, как уже говорилось,
стала центром притяжения для второго городского поколения мусульман. Представители этой когорты выходцев с Северного Кавказа (в основном чеченцы) живут в российских и европейских городах примерно с начала 2000-х годов. Это младшие братья и дети ичкерийцев и участников первой чеченской войны из других республик, например карамахинцев или гимринцев, это дети и младшие братья трудовых эмигрантов в Москву, Санкт-Петербург и на северо-запад Сибири. Многие из них сформировали радикальные религиозные убеждения, но до начала войны в Сирии и мощной пропагандистской кампании со стороны агитаторов ИГ не включались в вооруженные конфликты — для них не существовало релевантного предложения. Зато начиная с 2012 года несколько тысяч человек отправились воевать.
Одним из ключей к пониманию соотношения радикальных убеждений, протестных активностей и насилия является тот факт, что
исламская радикализация в сельских обществах Северного Кавказа и среди второго городского поколения мигрантов (выходцев из тех же сельских обществ в крупные города) имеет разную природу и используется для вовлечения в разные вооруженные конфликты. Значение второго поколения мигрантов для глобального джихада постоянно подчеркивает
Оливье Руа.
Анализ процессов реисламизации, радикализации, включения в политические и вооруженные конфликты в разрезе сельских обществ оправдан тем, что именно сельские общества на Северном Кавказе, особенно в Чеченской республике и в Дагестане, лидируют в списке Финмониторинга по количеству выходцев, подозреваемых или обвиняемых по террористическим и экстремистским статьям.
Так, селение Гимры и Унцукульский район лидируют и по абсолютному количеству таких выходцев, и по их количеству на тысячу населения.
Выходцы из анализируемого ниже села Карамахи сейчас не так массово представлены в этом рейтинге, но это связано с тем, что, когда Финмониторинг начал вести статистику, основные события в этом селении уже стали историей.
Карата — пример селения, которое, имея несколько религиозных общин, в том числе салафитскую, не было втянуто ни в вооруженные сельские конфликты, ни в Имарат Кавказа. Зато около 15 человек из Карата оказались в Сирии.
Новый и Старый Костек интересны тем, что два сельских общества, расположенные практически в одном селении, но отличающиеся этническим составом, экономическим укладом и структурой религиозной общины, имеют совершенно разную вовлеченность в разные вооруженные конфликты.