При этом бюджетная система очевидным образом недобирает доходы по следующим статьям:
Как уже подчеркивалось выше, не задача государства — финансировать экономические проекты, по данной статье расходов, составляющей сегодня почти 4 трлн рублей в консолидированном бюджете, государство фактически перераспределяет деньги от эффективных участников рынка, зарабатывающих прибыль и уплачивающих налоги, к неэффективным, существующим лишь за счет госсубсидий.
Не все расходы по этой статье одинаково бесполезны: например, в нее входит финансирование дорожного хозяйства (порядка 1,4 трлн рублей), которое необходимо сохранить (см ниже), или субсидии сельскохозяйственному сектору (сегодня более 300 млрд рублей), которые также в определенном объеме необходимо будет сохранить. Однако подавляющее большинство расходов по статье «Национальная экономика» неэффективны и их придется сократить. Среди финансируемых сегодня за счет бюджета по статье «Национальная экономика» расходов — субсидии госбанкам почти на 200 млрд рублей, субсидии ОАО «Российские железные дороги» примерно на 70 млрд рублей, а также субсидии десяткам неэффективных госкорпораций, инноцентру «Сколково» и так далее.
Расходы по статье «Национальная экономика» в консолидированном бюджете необходимо сократить более чем на 2 триллиона рублей, сохранив в основном финансирование дорожного хозяйства и поддержку сельхозпроизводителей (вместе с тем, необходимо прекратить неэффективную практику эксклюзивной господдержки Россельхозбанка и крупных агрохолдингов, и распределять средства господдержки на конкурентной основе прежде всего среди крестьянских фермерских хозяйств, которые обеспечивают более быстрый рост производства, чем крупные агрохолдинги, но получают сегодня всего лишь порядка 5% от общих объемов господдержки аграрного сектора).
В дорожном хозяйстве мы исходим из того, что действующего объема финансирования достаточно для того, чтобы обеспечить должный уровень развития дорожной сети в стране, эти деньги просто неэффективно расходуются. Текущий объем финансирования дорожного хозяйства позволяет обеспечить строительство порядка 14 тысяч километров новых автодорог в год, исходя из средней цены ввода одного километра новой автодороги с твердым покрытием в 100 млн рублей; в реальности вводится порядка 2 с половиной тысяч километров, из них только 200−300 км — автодорог федерального значения. Наибольшая часть средств тратиться на ремонты дорог, что очевидно связано с некачественным строительством и коррупцией. Наш подход к финансированию развития автодорожной сети исходит из того, что средств на это сегодня в целом достаточно, однако необходимо обеспечить:
Вооруженные силы
Даже действующие власти признают избыточный характер расходов на национальную оборону — в трехлетнем федеральном бюджете на 2017−2019 годы заложено их существенное сокращение:
Что касается финансирования дорожного хозяйства, то, как уже отмечалось, действующего объема финансирования достаточно для того, чтобы обеспечить должный уровень развития дорожной сети в стране, эти деньги просто неэффективно расходуются, и мы наведем в этом вопросе порядок (см выше).
Ключевым вопросом является пенсионная система. Наше видение ее трансформации будет изложено в отдельном подробном документе, однако главная идея состоит в снятии нагрузки по содержанию пенсионной системы с работодателей и формирование капитализированного Пенсионного фонда, наполняемого за счет:
В отдельном документе по изменениям в системе межбюджетных отношений мы подробнее объясним наши идеи по перераспределению налоговых поступлений от федерального центра к регионам и муниципалитетам, однако общая идея такова, что сегодня федеральный бюджет тратит порядка 1,6 трлн рублей на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации в параметрах 2016 года (а те, в свою очередь, на поддержку муниципалитетов).
Эти средства не зарабатываются в Москве; они зарабатываются в регионах, и избыточно изымаются в федеральный центр для последующего перераспределения через Минфин и искусственной постановки регионов в зависимое положение. Возвращение этих налоговых поступлений регионам не приведет, вопреки утверждениям правительственных экономистов, к «выпадающим доходам федерального бюджета»; напротив, федеральному центру просто не придется изымать и перераспределять в виде трансфертов и помощи регионам огромные средства, и федеральное правительство сможет более эффективно сосредоточиться на выполнении своих непосредственных функций.
Мы предлагаем передать регионам: