Военная промышленность (оборонно-промышленный или военно-промышленный комплекс) в России включает
1339 организаций (машиностроительных заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и проч.), в которых трудится около
2 миллионов россиян. При этом в рамках государственной программы вооружений на 2011−2020 гг. Россия потратила на их разработку и закупку свыше 9 триллионов рублей, которые почти полностью были освоены отечественной военной промышленностью.
Нерыночная система ВПК. Система функционирования ВПК основывается не на рыночной эффективности, а на властных преференциях, полномочиях и участии в распределении бюджетных потоков в условиях полной зависимости от государственного финансирования при низком уровне контроля расходов со стороны парламента и правительства. При этом решения о закупке тех или иных видов военной продукции принимаются кулуарно между самими военными, представителями спецслужб и военными промышленниками, которые сами являются бывшими военными и разведчиками.
Например, государственную корпорацию «Ростех» возглавляет Сергей Чемезов, сослуживец и друг Владимира Путина. Совет директоров находящейся в государственной собственности компании «Уралвагонзавод» возглавляет другой сослуживец Путина — Евгений Школов. Компанию «Рособоронэкспорт», через которую осуществляются все российские поставки оружия за рубеж, возглавляет выходец из КГБ/ФСБ, генерал-майор запаса Анатолий Исайкин. Такая система отношений приводит к низкой экономической эффективности и низкому качеству поставляемой продукции.
Таким образом, российский ВПК монополизирован, полностью зависит от государственного заказа и вместо механизма рыночной конкуренции использует механизм бюрократического торга.
Коррупция в государственном оборонном заказе. В 2011 году главный военный прокурор Сергей Фридинский сообщил, что до 20% средств гособоронзаказа съедается коррупцией. Однако с 1 сентября 2015 года были внесены правки в 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предусматривающие создание отдельных счетов с уникальным литером всеми предприятиями в рамках каждого тендера. Предприятия были зажаты в четкие рамки, в связи с этим усугубилась проблема вынужденного нецелевого расходования бюджетных средств. Данный закон ухудшил участь низовых участников производства, но не повлиял на коррупционную составляющую всего военного заказа, когда коррупционная надбавка прибавляется уже на этапе ценообразования.
Неэффективность и зависимость от импорта. По оценкам экспертов НАТО, до 30% компонентов необходимой оборонной электроники до санкций импортировалось в Россию из стран Запада, что ограничивает возможность перевооружения в санкционных условиях. Российские компании вынуждены закупать электронику на третьих рынках, что подвергает сомнению стоимость и качество закупаемой продукции.
Одновременно российские предприятия ВПК не способны производить высококачественную гражданскую продукцию. Соответственно, в случае падения спроса со стороны государства предприятия окажутся в ситуации, когда они будут вынуждены производить низкотехнологическую гражданскую продукцию, которая вряд ли найдет себе место на рынке.
На этом фоне перманентно растущие издержки предприятий заставляют экономить на сотрудниках, что приводит к их низкой квалификации и еще больше увеличивает издержки. Общую ситуацию в отрасли позволяет оценить таблица ниже, которая демонстрирует плачевное состояние даже лидирующих компаний отрасли, несмотря на триллионы государственных денег, выделяемых по государственной программе вооружений до 2020 года.