Различные исследования (например,
здесь и
здесь) показывают, что издержки на оплату труда не относятся к основным проблемам российского бизнеса. Проблемой является сокращение спроса на продукцию и услуги, связанное с падением реальных доходов населения. Повышение МРОТ обеспечит выход десятков миллионов низкооплачиваемых работников из состояния крайней бедности, и обеспечит бизнесу спрос со стороны новых клиентов.
Конечно, на предприятиях есть позиции с более низкой оплатой труда; например, при текущей зарплате 15 тыс. руб., с учётом инфляции и налогов реальные расходы работодателя вырастут на 26%. Но так как средняя зарплата на предприятиях, как правило, существенно выше, чем зарплата низкооплачиваемых работников, то и рост фонда оплаты труда будет существенно меньше, а у работодателя не будет веских причин уходить в тень, и тем более — оснований для банкротства. Для малого бизнеса, где производительность труда обычно ниже, мы считаем необходимым
существенно облегчить налоговые условия (вплоть до отмены некоторых налогов), что будет способствовать сохранению предприятий и рабочих мест.
Позиции с наименьшей производительностью труда, безусловно, будут сокращаться. Поэтому возможный рост безработицы — один из самых очевидных аргументов против повышения МРОТ. Однако
исследования показывают, что повышения МРОТ обычно приводили не к росту безработицы, а к уходу занятости в неформальный сектор. Мы оцениваем этот переток в 2,5%, и учитываем его в расчётах налоговых поступлений.
Важно отметить, что в сложившейся в России демографической ситуации не безработица, а нехватка рабочей силы является важнейшей угрозой. В экономике
занято 6,5 млн человек пенсионного возраста (женщины старше 55, мужчины старше 60 лет), в т. ч. почти 3,5 млн человек старше 60 лет. Им на смену идёт поколение 15−19 летних, из которых в трудовой деятельности будет занято всего около 4 млн человек (исходя из соотношения численности населения и занятости в группе 20−24 летних). Таким образом, в ближайшие 5 лет численность занятых в экономике сократится минимум на 2,5 млн человек, или на 4% (без учёта резкого сокращения работающих среди нынешнего предпенсионного поколения). Эти тенденции хорошо видны на рисунке 2. Сокращение рабочей силы (и даже более интенсивное) прогнозируется и
Министерством экономразвития, и в
научных исследованиях ВШЭ.