Антон Жабунин

Кандидат экономических наук
Мнение
#Экономика #Реформы #Бизнес
В этой статье мы продолжим рассматривать предложения о повышении минимальной оплаты труда в России до 25 тысяч рублей, и попробуем определить, насколько обоснованны наиболее распространённые возражения противников этой меры.
Напомним, что повышение МРОТ предлагается осуществить в течение четырех лет, с одновременным снижением ставок взносов работодателей в социальные фонды с 30% до 20% для компенсации шоков от повышения издержек на оплату труда.
Главным опасением экономистов, выступающих против повышения МРОТ, является ситуация, что предприятия «не потянут» повышения зарплат, и будут либо увольнять сотрудников, либо уйдут в тень, либо обанкротятся. Попробуем определить, насколько повышение минимальных зарплат будет болезненным для бизнеса.

Надо понимать, что практика, когда работодатель платит работникам больше, чем отражает в отчётности, распространена предельно широко. По данным Росстата, доля зарплаты «в конвертах» составляет 27% от всего объема оплаты труда. В целях снижения налоговых отчислений бизнесмены повсеместно платят официально «минималку», а остальное приплачивают неформально. Рассмотрим пример такой схемы (см. рис. 1). Если в настоящее время работодатель официально платит 11 тыс. руб. (типичный региональный минимум), и 10 тыс. руб. «черным налом», то с учётом социальных взносов его расходы сейчас составляют 24,3 тыс. руб. При ожидаемой к 2022 г. инфляции в 22%, они вырастут до 29,6 тыс. рублей. При установлении МРОТ в 25 тыс. руб. и снижении социальных взносов до 20%, расходы работодателя составят 30 тыс. руб., т. е. для подобных случаев повышение МРОТ (в совокупности со снижением отчислений в социальные фонды) будет скорее способствовать выводу зарплат из «тени», без реального увеличения затрат работодателя.
Рисунок 1 — Пример влияния МРОТ на серые зарплаты.
Различные исследования (например, здесь и здесь) показывают, что издержки на оплату труда не относятся к основным проблемам российского бизнеса. Проблемой является сокращение спроса на продукцию и услуги, связанное с падением реальных доходов населения. Повышение МРОТ обеспечит выход десятков миллионов низкооплачиваемых работников из состояния крайней бедности, и обеспечит бизнесу спрос со стороны новых клиентов.

Конечно, на предприятиях есть позиции с более низкой оплатой труда; например, при текущей зарплате 15 тыс. руб., с учётом инфляции и налогов реальные расходы работодателя вырастут на 26%. Но так как средняя зарплата на предприятиях, как правило, существенно выше, чем зарплата низкооплачиваемых работников, то и рост фонда оплаты труда будет существенно меньше, а у работодателя не будет веских причин уходить в тень, и тем более — оснований для банкротства. Для малого бизнеса, где производительность труда обычно ниже, мы считаем необходимым существенно облегчить налоговые условия (вплоть до отмены некоторых налогов), что будет способствовать сохранению предприятий и рабочих мест.

Позиции с наименьшей производительностью труда, безусловно, будут сокращаться. Поэтому возможный рост безработицы — один из самых очевидных аргументов против повышения МРОТ. Однако исследования показывают, что повышения МРОТ обычно приводили не к росту безработицы, а к уходу занятости в неформальный сектор. Мы оцениваем этот переток в 2,5%, и учитываем его в расчётах налоговых поступлений.

Важно отметить, что в сложившейся в России демографической ситуации не безработица, а нехватка рабочей силы является важнейшей угрозой. В экономике занято 6,5 млн человек пенсионного возраста (женщины старше 55, мужчины старше 60 лет), в т. ч. почти 3,5 млн человек старше 60 лет. Им на смену идёт поколение 15−19 летних, из которых в трудовой деятельности будет занято всего около 4 млн человек (исходя из соотношения численности населения и занятости в группе 20−24 летних). Таким образом, в ближайшие 5 лет численность занятых в экономике сократится минимум на 2,5 млн человек, или на 4% (без учёта резкого сокращения работающих среди нынешнего предпенсионного поколения). Эти тенденции хорошо видны на рисунке 2. Сокращение рабочей силы (и даже более интенсивное) прогнозируется и Министерством экономразвития, и в научных исследованиях ВШЭ.
Рисунок 2 — Численность населения и занятых по возрастным группам (сост. по данным Росстата)
Существующие дисбалансы на рынке труда (например, высокая доля «силовиков» и чиновников), создают риски роста структурной безработицы, связанной с необходимостью повышения квалификации или смены профессии, но безработица, обусловленная общим сокращением рабочих мест, при такой демографической ситуации точно не является главным риском.

Добавим, что «исследования показывают, что между повышением минимальной заработной платы и уровнем занятости не существует связи или что такое повышение оказывает на занятость лишь весьма ограниченное воздействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным» [МОТ, с. xxii].

Меры по расширению помощи безработным, переобучению на востребованные профессии, а также по стимулированию индивидуального предпринимательства должны существенно смягчить проблемы, связанные с сокращением неэффективных рабочих мест.
Одним из наиболее часто встречающихся возражений против повышения МРОТ является утверждение, что «бюджет не выдержит дополнительных расходов».

Наши расчёты показывают, что повышение минимальных зарплат бюджетников до 25 000 руб. обойдётся консолидированному бюджету в 2,4 трлн руб. (относительно цифр 2015 г., и несколько меньше относительно текущих сумм). При этом рост налоговой базы обеспечит дополнительные поступления НДФЛ в региональные и местные бюджеты в размере около 1,5 трлн руб., т. е. их потребности в финансировании в целом будут закрыты. Дополнительные расходы федерального бюджета составят около 1,3 трлн руб., и как показывают расчёты Владимира Милова, эта сумма вполне может быть найдена в федеральном бюджете. При этом значительная часть дополнительных расходов бюджета будет связана с повышением зарплат в сфере науки, образования и здравоохранения — что полностью соответствует предлагаемой концепции бюджетной реформы.

Отметим, что если темпы роста ВВП составят хотя бы 4% (вполне реалистичный сценарий при снижении налоговой нагрузки на оплату труда, сокращении коррупционных и административных издержек бизнеса, защите прав собственности), то одного только роста поступлений налогов на ФОТ будет достаточно, чтобы покрыть все дополнительные расходы бюджетов на повышение заработной платы.
Угроза инфляции — также одно из наиболее распространенных возражений против повышения МРОТ. Во-первых, есть опасения, что повышение зарплат бюджетников будет осуществляться за счёт эмиссии денег, а во-вторых, что рост зарплат повысит покупательную способность, на что производители ответят немедленным ростом цен. На самом деле такие утверждения оказываются достаточно далеки от истины, если обратить внимание на цифры.

1. Как уже было показано выше, повышение зарплат бюджетникам предполагается осуществить за счёт роста налоговых поступлений и сокращения неэффективных и коррупционноёмких расходов бюджета. Эмиссия денег для повышения зарплат не потребуется.

2. По нашим прогнозам, к 2022 г. совокупная зарплата за вычетом налогов вырастет достаточно сильно — на 46%, или на 9 трлн рублей. Но такие большие цифры роста совокупного фонда оплаты труда в большей степени обусловлены инфляцией и реальным ростом ВВП, а увеличение МРОТ заметно влияет только на зарплаты в нижних децилях, имеющих небольшой удельный вес в общем ФОТ. На примере это выглядит так: если у вас занято три работника с зарплатами в 10, 40 и 100 тыс. руб., за несколько лет их зарплата индексируется в связи с инфляцией на 30% и при этом устанавливается МРОТ в 25 тыс. руб., то рост зарплат составит 57 тыс. рублей. Из них рост на 45 тыс. руб. связан с инфляцией, и только на 12 тыс. руб. вызван увеличением МРОТ.

Снижение ставок взносов в социальные фонды ослабит давление зарплат на издержки работодателей, и в целом предлагаемые реформы приведут к увеличению фонда оплаты труда с учётом налогов всего лишь на 2% относительно базового прогноза, предполагающего лишь индексацию зарплат пропорционально росту номинального ВВП, без изменения МРОТ и ставок налогов. На рисунке 3 видно, что в верхних децилях за счёт снижения налоговой нагрузки затраты работодателей на оплату труда даже снизятся.
Рисунок 3 — Заработная плата наемных работников по децилям, с учётом взносов в фонды (расчёты автора).
3. По сравнению с базовым прогнозом, за счёт повышения МРОТ зарплата к 2022 году окажется выше на 10%, или на 2,6 трлн руб. Но зарплата обеспечивает только часть совокупного спроса в экономике, и относительно него эта сумма составит только около 2,5%. Именно эту величину мы можем считать верхней границей вклада повышения МРОТ в инфляцию спроса (за все 4 года реформы): верхней, поскольку предприниматели отреагируют на повышение спроса не только ростом цен, но и увеличением предложения.

Всё это приводит к выводу, что риск не то, что гипер-, но даже галопирующей (выше 10%) инфляции из-за роста МРОТ (при снижении отчислений в социальные фонды) практически отсутствует.

Из-за перекосов в российской экономике, рост спроса на потребительские товары может повлечь в краткосрочной перспективе не только или не столько рост их производства, сколько рост импорта. Это, в свою очередь, может привести к незначительной девальвации рубля. Однако этот риск не слишком значителен: даже при сравнительно низких ценах на нефть, мы стабильно наблюдаем профицит торгового баланса; в 2016 г. он составил более 100 млрд долл., т. е. около 6 трлн. руб. В этих условиях опасаться заметной девальвации из-за роста зарплат явно не стоит. При этом отвлечение средств на покупки импортных товаров будет сдерживающим фактором для инфляции.
Пожалуй, мы рассмотрели все наиболее частые аргументы против последовательного повышения МРОТ в России до 25 тыс. рублей, и ни один из них не выглядит достаточно весомым. Реальные риски, связанные с повышением МРОТ, кроются в том, что «средние» показатели, на которые опираются расчёты, плохо отражают неоднородность экономического пространства страны. Но описание этих рисков — тема отдельного разговора.