Отсутствие связи МРОТ с прожиточным минимумом приводит к тому, что не менее 20% работающих получают зарплату ниже прожиточного минимума — в этой ситуации нет никакой возможности обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы и приемлемую производительность труда. Анализ поступлений НДФЛ показывает, что официальные данные по средней заработной плате заметно завышены, значит, реальная ситуация по числу «работающих бедных» ещё хуже. Низкий уровень оплаты труда ограничивает внутренний спрос, и препятствует экономическому росту.
Существенное повышение минимального размера оплаты труда представляется необходимой мерой как с социальной, так и с экономической точки зрения. При этом следует обращать внимание на скорость изменений. Любые резкие решения затрудняют подстройку деятельности экономических субъектов к новым условиям. Постепенные (например, в течение 4 лет) изменения с заведомо известным направлением, с одной стороны, позволят экономике более успешно адаптироваться к новым условиям, а с другой — позволят властям отслеживать реакцию экономики, и корректировать собственные регулятивные усилия.
В прогнозных расчетах следует учитывать инфляцию. Даже по официальным (обычно заниженным) прогнозам она составит с 2017 г. по 2019 г. около 10%, а к 2022 г. — почти 22%. Т. е. «нормальный» уровень минимальной зарплаты за вычетом налогов должен будет составлять к 2019 г. около 16,5, а к 2022 г. — около 18,3 тыс. рублей.
При повышении МРОТ необходимо искать баланс между интересами: 1) федерального бюджета и соцфондов, 2) региональных и местных бюджетов, 3) работодателей, 4) условно-бедных работников (подпадающих под повышение МРОТ), 5) работников, не подпадающих под повышение МРОТ.
Несмотря на то, что доля нижних трёх децилей составляет лишь 10% от «зарплатного пирога», и даже значительное повышение зарплат в них не сказалось бы существенно на инфляции, такие действия сильно ограничиваются межотраслевой и межрегиональной дифференциацией заработных плат.
В богатых регионах повышение МРОТ окажется практически незамеченным для всех агентов (работников, бюджета и бизнеса) — т.к. он лишь подтянется к реальным минимальным зарплатам; зато в бедных регионах это может гораздо сильнее повлиять на работодателей и оказаться непосильной ношей для местных и региональных бюджетов. Основным решением для местных бюджеты может стать повышение ставок НДФЛ, который является для них главным источником доходов.
Необходимость смягчить последствия повышения МРОТ для бизнеса делает необходимым снижение нормы отчислений в социальные фонды. Эта же мера позволит предотвратить переток части бизнеса в теневой сектор, а также частично предотвратить сокращения персонала, поскольку уменьшат выгоды этих действий. С этой точки зрения идеальным решением является полный перенос налоговой нагрузки на работника. Однако такая мера явно негативно отразится на работниках с относительно высокими зарплатами.
Компромисс между перечисленными выше субъектами при повышении МРОТ видится следующим образом:
1. Существенное снижение ставок социальных взносов — с текущих 30% на 10 — 15 п.п. скомпенсирует бизнесу часть дополнительных издержек по повышению оплаты труда. При этом стоит отдельно обратить внимание на перспективы отраслей с низкой оплатой труда, где снижение социальных взносов не будет достаточной мере. Например, в сельском хозяйстве возможно рассмотреть зачёт части социальных взносов в счёт уплаты ЕСХН.
2. Повышение ставок НДФЛ позволит пополнить региональные и местные бюджеты, оптимально — полностью скомпенсировать дополнительные расходы по повышению зарплат бюджетникам. При этом совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не должна вырасти, что позволит бизнесу сохранить реальную оплату труда высокооплачиваемым сотрудникам.
3. Повышение стандартных вычетов по НДФЛ может существенно компенсировать работникам, имеющим детей, рост ставок налога в нижних и средних децилях. Однако завышение таких вычетов негативно может отразиться на местных бюджетах в регионах с низкими зарплатами.
4. Расходы федерального бюджета вырастут в связи с повышением зарплат федеральных служащих, а также с необходимостью трансфертов в Пенсионный фонд, однако последнее должно быть максимально сглажено ростом налогооблагаемой базы. Кроме того, дополнительные трансферты в наиболее бедные регионы из федерального бюджета должны быть сравнительно небольшими.
5. Дополнительная инфляция не должна существенно отразиться на доходах работников в средних и верхних децилях распределения зарплат, а сокращение занятости ввиду сокращения непроизводительных рабочих мест не должно оказаться существенно выше, чем сокращение рабочей силы в результате демографических причин.
Расчёты должны показать, какими должны быть параметры повышения МРОТ, при которых будет учтена вся комбинация этих противоречивых условий.