Антон Жабунин

Кандидат экономических наук
Тема поддержки малого бизнеса стала в последние десятилетия настолько популярной среди политиков, что её затрагивает каждый, независимо от своей политической позиции и понимания проблем, стоящих перед разными субъектами малого предпринимательства. Как следствие, чаще всего предлагаемые меры поддержки или утопичны, или представляют собой только лозунги, лишённые конкретного содержания. И даже в тех редких случаях, когда предложения отвечают потребностям малого бизнеса в целом, они оказываются неэффективны для многих предприятий.
Одна из причин такого положения дел в том, что политики и экономисты не уделяют должного внимания разнообразию форм малого бизнеса, каждая из которых, помимо общих, имеет свои специфические проблемы, требующие особых подходов для их решения. Можно выделить минимум три существенных признака, по которым стоит классифицировать малый бизнес для выработки эффективных рецептов его поддержки. Это организационно-правовая форма (не регистрирующиеся работники или коллективы, ИП, ООО), размеры субъекта (от доходов, недостаточных для одного человека, до многомиллионных оборотов) и виды деятельности.
В соответствии с нормативными документами к малым предприятиям в России относятся компании с доходами до 800 млн руб. в год и численностью до 100 человек, к микро — до 120 млн. руб. в год и до 15 человек. Обращает на себя внимание высокая «производительность труда» в этих критериях — 8 млн. руб. в год на работника (в среднем по России этот показатель около 1 млн руб.) при том, что малый бизнес, как правило, не отличается ни высокими технологиями, ни наличием лицензий на добычу полезных ископаемых. В правительственных критериях либо занижены показатели численности (но тогда к «малым» стоило бы относить предприятия с численностью до 800 человек!), либо показатели доходов завышены. Если рассчитать показатели исходя из реальной средней производительности труда, то мы получим следующие ограничения для малых предприятий: численность до 100 человек и доходы до 10 млн руб. в месяц (120 млн в год).
Подобное ограничение для малого бизнеса оправдывают и различия в возможностях предприятий выше и ниже этого уровня доходов. Более крупные компании имеют значительно больше ресурсов при решения типичных для бизнеса проблем, вроде дорогой системы лицензирования, избыточных проверок, высокого уровня налогообложения, сложного администрирования налогов. Они, к примеру, могут без особых потерь принять на работу бухгалтера и юриста, для более мелких субъектов такие затраты могут оказаться неподъемными. Поэтому под малыми в этой статье мы будем понимать предприятия с доходами до 120 млн руб. в год.

При этом малый бизнес неоднороден из-за различий в размерах предприятий. Чем меньше размеры, тем более значимыми для компаний становятся проблемы администрирования налогов и получения различного рода разрешительных документов, лицензий и т. п. Например, время, которое необходимо потратить для получения лицензии на продажу алкоголя, практически одинаково для небольшого магазинчика и крупного супермаркета; одинакова и стоимость лицензии. Очевидно, если для магазина с оборотом в 100 млн руб. в год стоимость годовой лицензии в 65 тыс. руб. не является заметной суммой, то для магазинчика с оборотом 1 млн руб. получение этой лицензии становится уже очень заметной статьёй расходов. Аналогичную неналоговую нагрузку малый бизнес испытывает и в других отраслях.

Для компаний с выручкой в несколько сот тысяч рублей в месяц выстраивание отношений с государством, даже в рамках обычной налоговой отчётности, становится одной из важнейших проблем, занимая едва ли не больше времени, чем собственно ведение бизнеса. Наибольшие же сложности в этом смысле у начинающих предприятий, которые за неимением выручки не могут отнести такие издержки даже на текущие расходы.
У индивидуальных предпринимателей есть все основания считать, что российское государство недолюбливает их. Например, ИП и занятые у них наёмные работники считаются Росстатом «неформально занятыми» (в отличие от «формально» занятых в ООО); ИП не имеют возможности получить лицензию на некоторые виды деятельности. Одно из самых неприятных проявлений «нелюбви» государства — обязательный фиксированный взнос в социальные фонды (около 30 тыс. руб. в год в настоящее время) за сам факт существования ИП.

Предприниматели вынуждены отвечать государству взаимностью. Очевидно, что довольно высокий фиксированный взнос (выше медианной и, скорее всего, выше средней зарплаты) делает крайне сомнительной полезность официальной регистрации ИП, особенно для начинающих предпринимателей и людей, рассматривающих такую занятость в качестве дополнительной. Неудивительно, что в тень ушли целые группы бизнеса, выведенные в легальное поле в форме кооперативов ещё «коммунистами» в 1980-х гг. — строительные бригады, небольшие автомастерские, репетиторы и т. д.

Нынешние усилия государства явно направлены на закрепление сложившейся ситуации: вместо облегчения административного и налогового бремени чиновники сочиняют новые барьеры (например, профстандарты для нянь), что ещё больше снижает шансы на развитие легального малого и микробизнеса.
Лицензирование и неналоговые платежи
Специальным федеральным законом установлены полсотни видов деятельности, для которых требуется лицензия (ещё около десятка регулируется другими законами). Целесообразность значительной части позиций в этом списке весьма сомнительна, например, образовательной деятельности или деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации. Нет никаких объективных данных, подтверждающих, что лицензирование не сводится к выполнению организациями формальных требований, без реального принятия мер по обеспечению безопасности потребителей. Зато есть основания считать, что огромный объем требований никак не связан ни с безопасностью, ни с качеством услуг, а существует лишь в качестве барьеров для входа на рынок, что является дополнительным коррупциогенным фактором. Например, для лицензирования любой образовательной деятельности (включая «школу кройки и шитья») вам, среди прочего, понадобятся справки «об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды» и «о печатных и электронных ресурсах».

Таким образом, кроме непосредственной оплаты лицензий, бизнес во многих отраслях должен нести издержки по соблюдению избыточных лицензионных требований, часто это выражается в необходимости найма дополнительных работников. Разумеется, на микропредприятиях это сказывается наихудшим образом.

Помимо лицензий, бизнес сталкивается и с другими неналоговыми платежами, имеющими признаки налогов, как, например, «Платон» или комиссии операторам фискальных платежей. Суммы таких платежей, как правило, связаны с масштабами бизнеса, но издержки их администрирования близки к фиксированным и ложатся на малый и микробизнес существенным бременем. Особенно печально, что это совершенно непроизводительные издержки, просто перераспределяющие доход от одних частных компаний к другим.
Везунчики и невезунчики
Все малые (в понимании правительства — микро) предприятия имеют возможность использовать упрощённый режим налогообложения, освобождающий их от уплаты НДС и фактически снижающий ставку налога на прибыль до 15% (по желанию можно платить 6-процентный налог с оборота). Однако не повезло компаниям, работающим в сфере b2b. Они несут заметные расходы на приобретение ресурсов у сторонних организаций, работающих на общей системе налогообложения (ОСНО). Таким компаниям приходится также работать на ОСНО, т. е. платить и НДС, и налог на прибыль. Не очень понятно, почему для таких компаний нет никаких налоговых льгот в связи с их малыми размерами.

Почти удивительным на этом фоне выглядит весьма разумный (и давно сделанный) шаг государства по созданию для некоторых видов бизнеса облегченных налоговых условий с помощью специальных режимов — ЕНВД и патентной системы. В первую очередь такие режимы применяются для трудоёмких, низкотехнологичных видов бизнеса, где доходы предприятий достаточно тесно связаны с численностью работников и некоторыми физическими параметрами (например, площадью торговых залов и т. д.). Здесь вполне рациональным является определение налоговой базы от этих параметров без лишних затрат на точный учёт доходов и расходов предприятия. К сожалению, ближайшие перспективы этих режимов под вопросом, так как касающиеся их законодательные инициативы неопределённы, а уже принятые законы невозможно считать окончательными.
Очевидно, ответ на вопрос о том, какие условия нужны для развития малого бизнеса, зависит от того, что из себя представляет этот самый бизнес. Однако независимо от размеров и других параметров, малые предприятия сталкиваются с дорогой и сложной системой лицензирования отдельных видов деятельности, избыточными проверками, высоким уровнем налогообложения зарплат, сложным и нестабильным администрированием налогов, ведущему к штрафам. Поэтому для всех них будут актуальными следующие меры:

1. Снижение социальных взносов из фонда оплаты труда минимум до 20% в течение 4 лет, оптимально — до 10−15%.
2. Упрощение налогового администрирования. Конкретно:

  • налоговая и иная отчётность должна быть только годовой и при этом максимально простой;
  • должны быть ликвидированы расходы, связанные с предоставлением отчётности (например, ЭЦП должна предоставляться бесплатно); кроме того, банкам следует предоставить правовую возможность выполнять функции операторов фискальных платежей;
  • блокировки банковских счетов должны быть минимизированы. К примеру, не должно быть распространённых ныне блокировок при незначительной просрочке ответа налогоплательщика на запрос из ФНС или при образовании незначительной налоговой задолженности;
  • в автоматическом режиме должна проводиться ежегодная налоговая амнистия — списание всех недоимок по налогам, пеням и штрафам в сумме до 100 рублей (это касается и долгов граждан);
  • должны быть отменены выездные налоговые проверки;
  • по НДС камеральные проверки должны ограничиваться сверкой деклараций с декларациями контрагентов (если не предъявляется НДС к возмещению из бюджета);
  • необходимо отменить штрафы при выявлении недоплаты налогов из-за изменения налогового законодательства («посчитали по-старому») и по любым другим причинам для новых компаний (работающих менее года); должны взыскиваться только недоимки и пени;
  • налоговое законодательство должно стать более чётким и ясным, в нормах не должно быть неясностей толкования.
3. Ограничение и упрощение неналогового регулирования:

  • более чёткая регламентация взаимодействия нескольких собственников ООО, более простые и дешёвые условия выхода и входа совладельцев — это должно упростить привлечение финансирования в стартапы, внесение в капиталы материальных и нематериальных активов;
  • сокращение лицензируемых видов деятельности;
  • исключение любых выездных проверок, кроме жестко регламентированных проверок опасных производств и пожарной безопасности (с одновременным повышением ответственности предприятий за причинение вреда гражданам и окружающей среде);
  • наложение штрафов по итогам проверок возможно только за не устранение выявленных ранее нарушений;
  • ликвидация валютного контроля;
  • упрощение ликвидации предприятий по решению собственника.

4. Доступ к инфраструктуре.

  • на федеральном уровне должны быть разработаны регламенты, позволяющие малым предприятиям (и не только им) в кратчайшие сроки и за умеренную плату подключаться к энергосетям, водоснабжению и т. п. — эта задача ставится уже много лет, но так и не решена;
  • в регионах стоит больше обращать внимание на деятельность местных инфраструктурных монополий в части доступа предпринимателей к инфраструктуре, заботиться об адекватном развитии дорог, а также стремиться к обеспечению предпринимателей организационной инфраструктурой — бизнес-инкубаторами и т. д., однако это не должно превращаться в формальное выполнение количественных показателей.
Специфические решения
для специфических проблем
Для отдельных категорий малого бизнеса, о специфических проблемах которых мы говорили выше, важно реализовать следующие меры поддержки:

 — Для малых предприятий на общем режиме налогообложения целесообразно предоставлять инвестиционные льготы до 100% налога на прибыль при любых приобретениях основных средств, кроме жилой недвижимости и легковых автомобилей. Это должно способствовать более активному инвестиционному росту компаний без риска самоограничения в размерах.

 — Предприятия на общем режиме налогообложения с оборотом до 12 млн руб. в год, а также стартапы с оборотом до 120 млн руб. целесообразно полностью освободить от налога на прибыль. Это не только даст им дополнительные финансовые ресурсы для развития, но и избавит от лишнего администрирования (как предприятия, так и ФНС), бюджет же недополучит сравнительно незначительные суммы (существенно меньшие, чем НДС таких компаний).

 — Предприятия на упрощенном режиме налогообложения с оборотом до 3 млн руб. в год стоит полностью освободить от уплаты налога на доходы; основными для них станут налоги на оплату труда. Это избавит ФНС от отчетности тысяч компаний, поступления от которых практически не влияют на объем собираемых налогов, а компании — от заметной части отчетности и проверок.

 — Необходимо сохранить для малых предприятий возможность уплачивать ЕНВД по достаточно широкому кругу видов деятельности. Для них стоит отменить требования об установке кассовых аппаратов и фискальному контролю выручки.

 — Индивидуальных предпринимателей следует освободить от фиксированного взноса в социальные фонды. Эта мера будет способствовать и легализации самозанятых, и появлению новых предпринимателей, которых сейчас отпугивают непроизводительные издержки на уровне средней зарплаты.

 — Предприниматели с оборотом до 12 млн руб. в год, работающие на общем режиме налогообложения и уплачивающие НДС (достаточно узкая группа), должны быть освобождены от уплаты подоходного налога со своих доходов.

 — На упрощённом режиме для предпринимателей должен действовать налоговый вычет из доходов в сумме не менее 10 тыс. руб. в месяц (в дальнейшем — в сумме МРОТ). Это будет ещё одним аргументом для легализации самозанятых незарегистрированных предпринимателей. При этом у предпринимателей на УСН должна быть возможность получать все вычеты, полагающиеся для НДФЛ. С той же базы, что и налог с доходов (с учётом вычета), с предпринимателей должны собираться взносы в социальные фонды, но по пониженной ставке — так, чтобы совокупная нагрузка на предпринимательские доходы не была выше нагрузки на доходы наемных работников.

 — Для предпринимателей, работающих по патенту, его стоимость должна включать в себя налоги на оплату труда, исходя из установленного МРОТ и числа работников. Из поступивших сумм налоговые органы будут самостоятельно выделять часть, предназначенную для социальных фондов.
~
Обобщая все предложения, можно заметить, что практически паритетно в них присутствует уменьшение налогов как таковое и сокращение расходов на их администрирование. Там, где есть выбор между снижением ставок и полной отменой какого-либо налога — стоит выбирать отмену налога, ведь это дополнительно сокращает расходы как для налогоплательщика, так и для государства. Изменения в неналоговом регулировании также должны не только облегчить жизнь предпринимателям, но избавить государство от избыточных функций, что позволит перенаправить освобождённые бюджетные ресурсы на более важные направления.