Специальным федеральным законом установлены полсотни видов деятельности, для которых требуется лицензия (ещё около десятка регулируется другими законами). Целесообразность значительной части позиций в этом списке весьма сомнительна, например, образовательной деятельности или деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации. Нет никаких объективных данных, подтверждающих, что лицензирование не сводится к выполнению организациями формальных требований, без реального принятия мер по обеспечению безопасности потребителей. Зато есть основания считать, что огромный объем требований никак не связан ни с безопасностью, ни с качеством услуг, а существует лишь в качестве барьеров для входа на рынок, что является дополнительным коррупциогенным фактором. Например, для лицензирования любой образовательной деятельности (включая «школу кройки и шитья») вам, среди прочего, понадобятся справки «об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды» и «о печатных и электронных ресурсах».
Таким образом, кроме непосредственной оплаты лицензий, бизнес во многих отраслях должен нести издержки по соблюдению избыточных лицензионных требований, часто это выражается в необходимости найма дополнительных работников. Разумеется, на микропредприятиях это сказывается наихудшим образом.
Помимо лицензий, бизнес сталкивается и с другими неналоговыми платежами, имеющими признаки налогов, как, например, «Платон» или комиссии операторам фискальных платежей. Суммы таких платежей, как правило, связаны с масштабами бизнеса, но издержки их администрирования близки к фиксированным и ложатся на малый и микробизнес существенным бременем. Особенно печально, что это совершенно непроизводительные издержки, просто перераспределяющие доход от одних частных компаний к другим.