Забавным является нововведение (ч.3 ст. 33) в части определения научных достижений для кандидатской или докторской. Результаты кандидатской должны вносить существенный вклад в развитие Российской Федерации, а докторской – «Российской Федерации и/или мировой науки и техники». Почему кандидатским прописан квасной патриотизм, а докторским – космополитизм?
В нормах об ученых степенях (ч.4 ст. 33) – какая-то свистопляска с отраслями и областями науки, о научных специальностях вообще как-то забыли.
За скобками закона осталась роль, форма и смысл в этой новой системе ФАНО, подчиненность (финансовая и научная) бывших институтов РАН/ФАНО. Мы обратились к директору департамента С.Ю.Матвееву за комментарием по этому поводу, но не получили ответа по существу.
Почему-то прописали в проекте взаимодействие государства с «Общественными академиями наук». Любой человек из академической среды, если бы с ним посоветовались, сказал бы, что с этими шарашкиными конторами никак не надо иметь дел, вообще и никогда.
Отметим также прекрасную норму п.4 ст. 71, которая прописывает процедуру наукометрической оценки организаций и запрещает требовать с них списки публикаций и цитирований. Теперь эти данные государство будет получать из баз данных и не сможет заставлять ученых регулярно посылать контролирующим органам свои списки публикаций и цитируемость.
Написание любой положительной рецензии на диссертацию требует по давней академической традиции указания ряда оплошностей диссертанта, чтобы диссовет поверил, что оппонент прочел рецензируемый текст. Перевернем эту традицию и найдем что-то положительное в этом законопроекте. Ст. 46 гласит: «Лицо, неправомерно использующее наименование Российской академии наук, по требованию Российской академии наук обязано прекратить его использование и возместить причиненные ей убытки». Это не может не напомнить мне не до конца разгромленный нами так называемый «Экспертно-аналитический центр» РАН http://эац-ран.рф, который хорошо засветился на рынке изготовления и дальнейшего оправдания в ВАК фальшивых диссертаций. Заведение позиционировало себя как «внучатую» структуру РАН. Пока Диссернету и научной общественности удалось заставить этих самозванцев всего лишь снять с сайта логотип РАН. Ну что же, с паршивой овцы – хоть шерсти клок: если новый закон будет принят, то с учеными степенями ничего не улучшится, а ЭАЦ РАН можно будет засудить.
Общее впечатление от закона с его чуднОй терминологией, звучащей как неудачная калька с иноязычного оригинала («большие вызовы», «мегасайенс»): закон написан из супердирижистской концепции развития науки. В этой картине мира есть какие-то сверхмудрые люди, которые почему-то засели в Минобрнауки (уже смешно), и они точно знают, куда пойдет наука, поэтому готовы всех за собой вести. Образ, который есть у большинства моих академических коллег и друзей – несколько иной: каждая решенная задача создает новый круг вопросов, а предсказать вопросы следующего порядка можно только решив текущие задачи. Я изредка встречал коллег настолько мудрых, что они видели вопросы, которыми будет заниматься их область науки через 10-15 лет. Но эти люди не работали в Минобрнауки. Вся эта картинка с государством, которое указывает ученым куда идти, могла быть создана только в глубочайшем отрыве от ученых.