Наталья Волчкова

профессор Российской экономической школы,
директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР
Мнение
Дешевый импорт, умный экспорт: что этому мешает?
#экономика
Нужно ли государству помогать экспортерам? Экспортеры — это, как правило, лучшие компании в своих отраслях, и совсем не очевидно, что они нуждаются в помощи. Но российская ситуация отягощается тем, что основной экспорт страны формируется в добывающем секторе, это создает дополнительные риски для экономики из-за нестабильности мировых цен на сырье.
Увеличение экспорта обрабатывающей промышленности является важным приоритетом структурных реформ в экономике. Для достижения этой цели одних институциональных преобразований недостаточно. Работу институтов поддерживают те, кто в них заинтересован. Но в экспорте главные игроки — сырьевые производства, они правят бал и заинтересованы в сохранении текущих настроек. Чтобы как-то преодолеть эту тенденцию, нужно вырастить крупных экспортеров в обрабатывающей промышленности, в том числе при правильном использовании возможностей, имеющихся у государства.

У правительства много инструментов, которые влияют на внешнюю торговлю. Принято считать, что экспортерам важен слабый рубль. В этой связи бизнесмены часто критикуют Центральный банк, который во главу угла поставил низкую инфляцию и отпустил курс в свободное плавание, так что рубль вторит динамике котировок нефти. Однако эмпирические исследования не подтверждают связь успеха экспортеров и слабой национальной валюты. Для развития экспорта его диверсификации нужны другие меры.
Слезть с нефтяной иглы поможет иностранный капитал
Глобализация производства и капитала взаимосвязаны. Согласно исследованию Всемирного банка, роль иностранных инвестиций в росте экспорта очень велика. Сегодня одни детали товара производятся в одной стране, другие компоненты — в другой, а конечный продукт собирается в третьей. Транснациональные корпорации инвестируют в каждое звено своей производственной цепи, которое априори рассчитано на экспорт. Для России стать площадкой, производящей промежуточные товары, выгодно тем, что ее экспорт диверсифицируется. Помимо роста поступлений налогов в бюджет и создания рабочих мест, товары, которые выдерживают конкуренцию на глобальном рынке, снижают нефтяную зависимость, делают экономику более устойчивой к скачкам цен на энергоресурсы.
Если в прошлом веке можно было еще представить индустриализацию путем мобилизации внутри страны и выкачивания ресурсов из сельского хозяйства, то в постиндустриальный век выигрывают те, кто встраивается в глобальные производственные цепочки.
России нужен дешевый импорт, а не импортозамещение.
Повышая торговые барьеры и объявляя политику импортозамещения, Россия наносит удар собственной экономике. Смысл международной торговли в том, что, приобретая импортные товары по более низкой (даже с учетом затрат на доставку) цене, можно сосредоточить ресурсы на конкурентных преимуществах. Современная торговая теория подчеркивает, что либерализация торговли помогает выявить наиболее эффективные для страны отрасли и фирмы, издержки производства снижаются, и конкурентоспособность экономики растет.

Дешевый импорт тем более актуален для нас, что большая часть производств использует импортное сырье, оборудование или детали. Более 60% импорта в России участвует в дальнейшем производстве внутри страны. Исследования на примерах разных стран показывают, что чем больше импортируется промежуточных товаров, тем более успешна отрасль или фирма. В ряде эмпирических работ даже установлена причинно-следственная связь: импорт промежуточных товаров способствует росту эффективности отдельных фирм и экономики в целом.

И, напротив, в экономике сильно «защищенной» производительность падает.
Импортозамещение стимулировало «простые» отрасли и ударило по хай-теку.
Цель диверсифицировать экономику в очередной раз споткнулась о внутреннее препятствие.
Сравнительный анализ экспортеров с другими странами
Сегодня более половины российского экспорта составляют нефть и газ, доходы от них формируют большую часть федерального бюджета. Диверсификация экономики, в первую очередь, необходима для ухода от чрезмерной зависимости от ресурсов и достижения большей стабильности внешних доходов страны. Естественной альтернативой сырью должен стать экспорт товаров обрабатывающей промышленности.

Однако, 25 лет усилий, направленных на достижение этой цели, не очень себя оправдали. Что сдерживает развитие этого экспорта? Недостаточно новых экспортных фирм, товаров и направлений? Или существующие экспортеры не в полной мере используют свой потенциал? Для понимания «нормальностей» и «аномалий» полезно сравнение структуры экспорта России с другими странами. Вклад топ-экспортеров в России и США в экспорт обрабатывающей промышленности очень похож, поэтому интересно обратить внимание на различия.

Так, в США крупные экспортеры (те, которые поставляют 5 и более товаров в 5 и более стран) составляют 11% от общего числа экспортеров и обеспечивают 92% экспорта обрабатывающей промышленности. В России такие экспортеры составляют 6% от общего числа и обеспечивают только 53% экспорта обрабатывающей промышленности. Малые экспортеры (1 товар в 1 страну) в России обеспечивают 4% экспорта, а в США всего 0,2% экспорта, составляя при этом около 40% экспортирующих фирм в обеих странах.

Это дает основания полагать, что в России не хватает крупных несырьевых экспортеров с диверсифицированной товарной структурой экспортного портфеля, а имеющиеся — недостаточно крупны. А значит, меры по поддержке и развитию экспорта должны быть ориентированы в первую очередь на крупных игроков. В последние годы поддержка по стимулированию экспорта была адресована среднему и малому бизнесу, что неплохо, с точки зрения развития конкурентоспособного малого и среднего бизнеса, но это не сможет значительно улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта. Продвижение крупных экспортеров и расширение ассортимента их экспортных поставок сопряжено с другими проблемами и требует других мер.

Встраивание именно крупных производств в глобальные цепочки могло бы быть наиболее прямым путем диверсификации российского экспорта. Эти компании уже имеют значительные масштабы, поэтому отдача от их модернизации будет заметна в короткие сроки. Возможно ли это в реальности? Очень сложно, но не невозможно. Значительная часть работы должна быть сделана на региональном уровне. Тиражирование успешного опыта ряда российских регионов — прямой путь для достижения цели. Однако, важно, чтобы привлечение западных инвесторов было нацелено не на поставку товаров на внутренний рынок, а именно на экспорт продукции. Для этого важно, чтобы логистика, транспорт и таможня не являлись непреодолимыми издержками для производств.
Барьеры на таможне
Таможенные тарифы, с одной стороны, защищают местных производителей — импортные товары становятся более дорогими, и у местных есть шанс выиграть в цене на внутреннем рынке. С другой стороны, тем производствам, где нужны импортные комплектующие, высокие тарифы наносят вред. Чтобы узнать, какие тарифы эффективны для производителей, мы оценили, как меняется добавленная стоимость при производстве товаров (разница между конечной ценой товара и материальными расходами на его создание) при существующей структуре тарифа по сравнению со снижением этого тарифа до нуля.

Подобный анализ отраслевой структуры тарифов 2014-го года дал пеструю картину. От протекционизма заметно выигрывают сектора производства мяса, молока, текстиля, обуви, металлургия и др. Но сектора с высокой добавленной стоимостью (там, где вклад российских производителей наиболее ценный) либо проигрывают от существующих тарифов по сравнению со свободной торговлей, как, например, производство электрооборудования, либо выигрывают совсем немного. Данный результат говорит о несоответствии структуры тарифа задачам структурной перестройки экономики, по сути, тарифы создают антиэкспортное смещение экономики.
Наш анализ также показал, что если снизить все тарифы в два раза, ситуация во многих секторах станет более сбалансированной.
Сверхвысокая «защита» местных производителей чуть снижается, но и негативное влияние сокращается. То есть стимулы инвестировать остаются теми же, но при этом снижается антиэкспортное смещение.

Второй важный фактор, который отпугивает иностранных инвесторов и вредит российским экспортерам, связан с прохождением таможенных процедур и затратами на пересечение границы. Упрощение таможенных процедур было одним из приоритетов в программе улучшения бизнес-климата, принятой в 2012 г. Однако если по другим направлениям Россия сильно продвинулась, поднявшись со 120 места в рейтинге Doing Business до 35-го, то по простоте таможенных процедур мы занимаем 100-ю строчку из 190 стран. В 2015 г. в рамках оптимизации госуправления таможня перешла в ведение Министерства финансов. Это верный шаг — накопленный позитивный опыт в сфере налогового администрирования станет теперь доступным и для таможенных процедур. Распространение практики риск-ориентированного регулирования на таможенные процедуры позволит ускорить прохождение таможни для значительной части бизнеса.

В экономической истории есть случаи, когда страны диверсифицировали свой экспорт за довольно короткий срок — до пяти лет. Ключевую роль в этих изменениях играли иностранные инвесторы, которые приходили в страну с целью обслужить не внутренний рынок, а внешний. Возможен ли этот путь для России? Большой внутренний рынок играет против такого развития событий. Для того, чтоб российские площадки стали рассматриваться как промежуточные ступени в глобальных стратегиях транснациональных компаний, необходимо создавать благоприятные условия путем и снижения тарифов, и упрощения таможенного регулирования, и создания благоприятной и эффективной транспортной и логистической инфраструктуры на перспективных зарубежных направлениях.