Сегодня более половины российского экспорта составляют нефть и газ, доходы от них формируют большую часть федерального бюджета. Диверсификация экономики, в первую очередь, необходима для ухода от чрезмерной зависимости от ресурсов и достижения большей стабильности внешних доходов страны. Естественной альтернативой сырью должен стать экспорт товаров обрабатывающей промышленности.
Однако, 25 лет усилий, направленных на достижение этой цели, не очень себя оправдали. Что сдерживает развитие этого экспорта? Недостаточно новых экспортных фирм, товаров и направлений? Или существующие экспортеры не в полной мере используют свой потенциал? Для понимания «нормальностей» и «аномалий» полезно сравнение структуры экспорта России с другими странами. Вклад топ-экспортеров в России и США в экспорт обрабатывающей промышленности очень похож, поэтому интересно обратить внимание на различия.
Так, в США крупные экспортеры (те, которые поставляют 5 и более товаров в 5 и более стран) составляют 11% от общего числа экспортеров и обеспечивают 92% экспорта обрабатывающей промышленности. В России такие экспортеры составляют 6% от общего числа и обеспечивают только 53% экспорта обрабатывающей промышленности. Малые экспортеры (1 товар в 1 страну) в России обеспечивают 4% экспорта, а в США всего 0,2% экспорта, составляя при этом около 40% экспортирующих фирм в обеих странах.
Это дает основания полагать, что в России не хватает крупных несырьевых экспортеров с диверсифицированной товарной структурой экспортного портфеля, а имеющиеся — недостаточно крупны. А значит, меры по поддержке и развитию экспорта должны быть ориентированы в первую очередь на крупных игроков. В последние годы поддержка по стимулированию экспорта была адресована среднему и малому бизнесу, что неплохо, с точки зрения развития конкурентоспособного малого и среднего бизнеса, но это не сможет значительно улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта. Продвижение крупных экспортеров и расширение ассортимента их экспортных поставок сопряжено с другими проблемами и требует других мер.
Встраивание именно крупных производств в глобальные цепочки могло бы быть наиболее прямым путем диверсификации российского экспорта. Эти компании уже имеют значительные масштабы, поэтому отдача от их модернизации будет заметна в короткие сроки. Возможно ли это в реальности? Очень сложно, но не невозможно. Значительная часть работы должна быть сделана на региональном уровне. Тиражирование успешного опыта ряда российских регионов — прямой путь для достижения цели. Однако, важно, чтобы привлечение западных инвесторов было нацелено не на поставку товаров на внутренний рынок, а именно на экспорт продукции. Для этого важно, чтобы логистика, транспорт и таможня не являлись непреодолимыми издержками для производств.