При продаже все свойства товара заданы по определению. Покупатель может с этими характеристиками ознакомиться — посмотреть земельный участок или произведение искусства. В этом случае цена вполне может выступать в роли единственного критерия выгоды.
Но если вы заказчик и решили провести аукцион, кто предложит самую низкую цену (других критериев отбора нет, как и возможности отказаться от самой услуги или товара; кто предложил самую низкую цену, тот и выиграл), вы должны максимально точно и грамотно описать все свои требования к услуге и свойствам товара. Однако описать то, чего у вас нет, бывает чрезвычайно сложно. Если пользоваться чьей-либо помощью, за это придется платить, либо это будет потенциальный продавец, который сделает так, чтобы под описание подходила только его продукция.
Выходит, что аукцион при покупке превращается в абсурд и толкает госзаказчика либо к кулуарным договоренностям, либо к покупке не того, что нужно. Более того, эта форма закупок на самом деле препятствует развитию конкуренции и ведет к монополизации, исходя из принципа «победитель получает все». Что происходит с теми компаниями, которые не выиграли аукцион? Зачастую они вынуждены уйти с рынка и даже из бизнеса. 35−40% госзакупок — это строительство в том или ином виде, 20−25% — лекарства. Именно благодаря аукционам эти сферы у нас стали столь монополизированными. В развитых странах повсеместно применяется заключение контрактов не с одним, а с несколькими победителями тендера. Например, согласно принципу 60:40 занявшему 1-е место достается 60% тендера, 2-е — 40%. Это позволяет не только снизить всевозможные риски, но и поддержать конкуренцию, а значит, не допустить роста цен в будущем.
Злую шутку сыграл аукционный крен в специфических российских условиях. Значительная часть продукции отечественной промышленности проигрывает китайской по цене, а западной — по качеству. Но если оценка идет по критериям «цена-качество», у нашей продукции появляется шанс. Однако внедрение с 2006—2007 гг. аукционов в госзаказ этот шанс у российской промышленности отняло: либо условия описывались под конкретного поставщика, часто известный западный бренд, у которого бюджеты больше, либо в торгах побеждали поставщики дешевой китайской продукции.
И еще один весомый аргумент против аукционов. В реальной жизни и бизнесе цены на товары и услуги устанавливает продавец. Конечно, он реагирует на покупательский спрос, и покупатели могут повлиять на цену путем торга и переговоров. Но первое слово в установлении цены всегда за продавцом. Однако российское законодательство требует от госзаказчика первым определить начальную (максимальную) цену контракта. Это ставит госзаказчика в крайне затруднительное положение. Ведь любой, кто хоть раз пользовался Яндекс-маркетом, знает, что цены даже на простые стандартные товары могут отличаться в разы и даже на порядки (если, конечно, речь не идет о конкретной марке товара, но тогда смысл аукциона и конкуренции опять превращается в профанацию).
Установление начальной цены требует огромных людских и финансовых затрат и открывает колоссальные возможности для злоупотреблений, за которые мы, налогоплательщики, платим дважды (увеличение расходов бюджета и штата чиновников). По данным Минэкономразвития, в госзакупках занято
900 тысяч человек. Эта цифра, сопоставимая с численностью Вооруженных сил РФ или МВД. И в значительной степени штат заказчиков стал раздутым именно по причине аукционного крена, возложения на госзаказчика несвойственных ему как покупателю функций по определению цены, необходимостью написания очень подробных технических заданий. И как следствие — необходимостью контроля над несчастными заказчиками, который не дает и не может дать результата.