Кирилл Титаев

ведущий сотрудник Института проблем правоприменения
при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Мнение
Как разорвать связь между прокурорами и следователями
#правоохранительные органы
Фрагмент выступления на круглом столе "Плана Перемен"
Если предельно упрощать, то в России есть полиция, следствие и прокуратура. Полиция ловит подозреваемых, следствие готовит дела для суда (юридически корректно доказывает их вину), прокуратура поддерживает обвинение в суде и надзирает за всеми остальными. Больше нигде в мире не существует трехфазной модели, везде двухфазная: полиция, которая задерживает, и юридическое сопровождение (обвинение в суде).
Существуют модели, где есть полиция и, условно, следствие, которое и доказывает вину, и поддерживает обвинение в суде, а прокуратура там — это орган из 40 человек, который выполняет совсем другие функции (например, борется с коррупцией в высших органах власти или осуществляет юридическую экспертизу). В других странах один прокурор ведет дело от начала и до конца, он выступает как сторона обвинения, то есть он выполняет и функции нашего следователя, и нашей прокуратуры (только без надзорной функции). То есть у нас прокурор должен поддерживать обвинение в суде, координировать борьбу с преступностью и одновременно следить за тем, чтобы не нарушались права подозреваемых, потерпевших и свидетелей на всех стадиях процесса. А это явный конфликт интересов.

Соответственно, может быть, нужно разорвать связь между прокурорами и следователями? Как это сделать? Весь этот институт следствия (Следственный комитет, отдельные следственные органы МВД, отдельные органы дознания), все это ликвидируется, они объединяются с оперативными сотрудниками, то есть с полицией. Весь надзор как минимум у прокуратуры отбирается навсегда. Прокурор — это руководитель, который принимает, по сути, работу оперативника, подшивает ее в папку и идет с этим в суд. Причем очень важно, но это так автоматически станет, что один прокурор работает от начала и до конца судебного дела.

Почему это важно? Что происходит сейчас? В любом уголовном деле судьи при обнаружении «косяков» со стороны полиции закрывают на это глаза, потому что не хотят подводить прокуроров. Мне говорила судья прямым текстом: «Как же так, наказывать прокурора, который не знает, что там опера натворили?». Или: «Это следователь „накосячил“, откуда прокурор мог знать?»

То есть должно быть правило, что от появления подозреваемого и до суда дело ведет один прокурор, который отвечает головой за каждую деталь. Как ни парадоксально это звучит, передача одного дела по конвейеру с полным обновлением работающего состава — это один из основных залогов созависимости прокуратуры и следствия. В результате возникает иллюзия, что они связаны между собой. На самом деле, они просто видят себя звеньями конвейера. «Но следователь же обоснованное постановление вынес», — говорит прокурор и подчеркивает, что он тут как бы и ни при чем.

Функции прокуратуры

Прокуроров сейчас около 60 тысяч человек. Они не должны заниматься общим надзором. Вообще прокуратура должна заниматься двумя задачами. Первое — она обеспечивает подготовку дел для представления в суде и обеспечивает представление их в суде. Второе — она осуществляет надзор за законностью административной деятельности государства. То есть прокуратура — это орган, в который можно пожаловаться на Роскомнадзор, условно говоря. Все! Все остальные функции должны быть упразднены. Проверять она не может сама никого, кроме административных органов. Координировать эту деятельность не может.