Контроль как единственное политическое предложение, адресованное населению, оказывается и доказательством дееспособности власти (самой себе), и способом ее выживания. Из этого следует, что настоящая легитимность просто не может быть измерена или понята при сохранении политико-административной зарегулированности.
Но проблема не только в этом: население страны оказалось своего рода заложником геополитической войны, в логике которой действует Владимир Путин. И общество не просто убеждено (рациональный выбор), но и напугано (эмоциональная составляющая) туманной, но очень четко ощущаемой угрозой катастрофической дестабилизации в случае, если что-то нехорошее произойдет с «национальным лидером». Нынешнее голосование «за Путина» — это не только акт сознательной политической поддержки безальтернативного лидера, это также и мощное консолидированное сопротивление самой угрозе дестабилизации, то есть согласие на тот самый контроль.
В этом смысле и реальные возможности внесистемной оппозиции формируются за пределами традиционных для демократий механизмов, будь то выборы, дебаты, митинги или иные формы политического участия. Так, например, попытка создания внесистемной политической партии, а точнее, ее регистрация приобретает смысл, никак не связанный с электоральными шансами этой потенциальной партии. Смысл этого процесса в том, что власти приходится давать юридический, технологический и неизбежно политический ответ на вопрос, почему эту партию нельзя регистрировать. Это локальное, казалось бы, легко преодолимое для власти раздражение, вызванное активностью внесистемной оппозицией, провоцирует, в силу своей перманентности, юридические ошибки, слабую убедительность и ощущение избыточности реакции, а значит, наличия страха.
Тут важно понимать и другое: сколько бы раз Кремль ни блокировал появление новой внесистемной партии, она уже существует как политическое явление де-факто. Пусть у нее нет регистрации и доступа к выборам, но в ее распоряжении уже есть активно развивающиеся медийные инструменты (преимущественно интернет-СМИ), неформальная организация со своей структурой и распределением функций, программой и видением будущего — тем самым, которое нынешняя власть на выборах не захотела, да и не смогла сформулировать.
Эта неформальная, вне юридических рамок политическая активность может быть пресечена исключительно репрессивными механизмами (запретить, посадить, блокировать и т. д.), на массовое развитие которых власть пока не решилась. Но даже при худшем варианте — расширении силового инструментария в отношении внесистемной оппозиции — репрессивное подавление своих критиков в итоге будет проявлением слабости, а не институционально-политической прочности. Именно поэтому тот же Навальный до сих пор остается на свободе — режим не решается идти на радикальные шаги, понимая, что это повлечет за собой героизацию «противника». Избегая героизации, Кремль сделал ставку на маргинализацию либералов и их искусственную недооценку.
Тем временем в отношении самого себя режим, напротив, старательно формирует завышенные ожидания. Надо сказать, что результатом 76 на 67 власть сама себя загоняет в ловушку, устанавливая крайне высокую электоральную планку для уровня поддержки провластных игроков на всех последующих выборах. Именно тут и рождается еще одна уязвимость: массовая консолидация вокруг партии «войны» из-за страха перед войной не имеет ничего общего с предстоящими в этом и последующих годах голосованиями за губернаторов, депутатов на региональных и местных выборах. Это также не имеет никакого отношения к уровню одобрения качества работы федеральных и региональных органов власти, представителей которых нынешний режим, можно ожидать, начнет сажать с удвоенной энергией.
Очень скоро мы станем свидетелями феномена обособления пропутинского «выбора» на президентских выборах от социально-политических запросов и предпочтений населения на любых других выборах в стране. Итоги путинской кампании подтвердили его мандат на продолжение проводимой геополитической линии. Мобилизовав население на прошедших выборах, Кремль заключил с обществом лишь рамочный общественный договор, в котором речь идет о геополитической мобилизации и гарантиях мира. Но там нет ни будущего, ни развития, ни новых обязательств, затрагивающих структурное решение социальных и финансово-экономических дисбалансов в стране. Геополитическая мобилизация исключила из диалога вопросы внутреннего развития и социальной справедливости, а сам фаворит кампании полностью выключился из обсуждения внутренней социально острой повестки. И именно тут для внесистемной оппозиции и открывается то самое окно возможностей для диалога с обществом, для формулирования тех социально-экономических предложений, на обсуждение которых в одностороннем порядке власть ввела мораторий.
Нынешние выборы закрепляют тенденцию, при которой сам режим будет постепенно наращивать свои собственные уязвимости. Во-первых, это практически полный выход Путина из социально актуальной повестки.