Другой проблемой российских вооружённых сил является их закрытость от гражданского влияния. Россия во многом унаследовала систему Советского Союза, когда армия была «вшита» в государственный аппарат и контролировалась партией и КГБ. Институционально надзор со стороны партии осуществлялся с помощью Главного политического управления Министерства обороны. Офицеры должны были состоять в партии в целях продвижения по служебной лестнице. Идеологический надзор и воспитательную функцию в армии осуществляли офицеры-политработники, получившие высшее военно-политическое образование.
В 1991 году военно-политические должности и организации были формально упразднены. Также сегодня офицерам не нужно быть членами «Единой России» для продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, какой-либо публичный идеологический надзор сегодня не осуществляется. Однако вооружённые силы всё ещё включены в действующую властную иерархию, где министр обороны является прямым начальником военнослужащих, несмотря на то, что может не обладать военными навыками и образованием. Несмотря на формальное наличие комитета по обороне и комиссий по развитию ВПК и расходам на оборону, определяющей роли они не играют, так как бюджет принимается практически без правок, а Министерство обороны подконтрольно только президенту. Следовательно, лишь неформальные договорённости и взгляды президента ограничивают использование армии. Например, можно заметить, как с 2014 года неформальные правила стали меняться, и обычные сухопутные вооружённые силы начали скрыто использовать
в боевых действиях во
внешнеполитических целях без учёта мнения Государственной Думы и гражданского общества. Таким образом, даже в случае смены власти в России, современный дизайн гражданско-военных институтов не позволит ни парламентариям, ни гражданскому обществу контролировать вооружённые силы.
Начиная со знаменитой работы С. Хантингтона «Солдат и государство», считается, что правительствам следует стремиться к объективному, или его ещё называют демократическому гражданскому контролю. Его преимуществом является то, что он, с одной стороны, ограничивает вмешательство гражданских властей в непосредственное управление войсками, но, с другой стороны, максимально снижает участие военных в политике и подчиняет военное руководство принятым стратегиям внешней и оборонной политики. Наиболее близкими к объективному гражданско-военному контролю являются развитые страны Западной Европы.
Например, Великобритании удалось, с одной стороны, поддерживать высокий уровень боевой подготовки вооружённых сил, с другой — обеспечить подчинённость армии Британскому правительству, подотчётность гражданскому обществу и невмешательство политиков в управление войсками. Несмотря на то, что верховным главнокомандующим Великобритании является королева Елизавета II, на самом деле стратегическое руководство осуществляется назначенным парламентом кабинетом министров во главе с премьер-министром. Обширные права премьер-министра по руководству армией ограничены возможностью членов парламента требовать отчётности о развитии вооружённых сил. Большинство секретных вопросов рассматривается в Оборонном комитете Палаты общин, члены которого обладают доступом к государственной тайне. Оборонный бюджет составляется Министерством обороны и проходит через отдельное слушание, на которое выделяется специальный день во время принятия бюджета в Парламенте. Большинство членов Министерства обороны составляют гражданские служащие, тогда как Генеральный штаб возглавляется и состоит из военнослужащих. Таким образом, Великобритании удалось создать одну из самых эффективных систем гражданско-военных отношений. Получился своеобразный треугольник, вершинами которого являются Генеральный штаб, непосредственно управляющий войсками, Министерство обороны, соединяющее военных и парламентариев и занимающееся развитием вооружённых сил, и Парламент, осуществляющий финансирование и контроль за вооружёнными силами.
Другим, более близким к российской политической системе примером эффективной системы гражданско-военных отношений является историческая родина призывной службы — Франция. Согласно конституции Пятой республики, президент Франции — верховный главнокомандующий вооружённых сил. Однако за общее развитие вооружённых сил отвечает премьер-министр, назначаемый президентом, но сильно зависящий от правящий партии парламента. Министр по делам вооружённых сил, назначаемый президентом по представлению премьер-министра, координирует оборонную политику с другими государственными задачами, отвечает за материально-техническое состояние (в том числе закупки). Непосредственным управлением вооружёнными силами занимается начальник генерального штаба, отвечающий за боевое планирование и применение армии и флота. Соответственно, французская система гражданско-военных отношений крайне централизована. Возможности французского президента хорошо иллюстрирует пример отмены призыва во Франции. Несмотря на отсутствие консенсуса в обществе и среди военных по поводу призывной службы, она была отменена единоличным решением президента Жака Ширака в 1996 году. Однако важным сдерживающим механизмом выступает, во-первых, Национальная Ассамблея, способная требовать от министров отчётности и выдвигать вотум недоверия правительству, во-вторых, рассредоточенность военной экспертизы на всех уровнях власти. Например, у президента есть свои личные советники из военных офицеров, премьер-министру подчиняется генеральный секретариат по национальной обороне и безопасности, у министра обороны есть свой состав советников. Таким образом обеспечивается многообразие мнений, особенно в условиях «сосуществования» президента Франции с премьер-министром от оппозиции. Такая констелляция гражданско-военного руководства, возвращаясь к отмене призыва, позволила Жаку Шираку вместе со «своим» премьер-министром быстро провести реформу и обеспечить её исполнение.
Таким образом, если сравнивать Россию, Великобританию и Францию, то самым важным различием выступает политический режим. Авторитарная природа российской власти нейтрализовала парламент как политического игрока, сузило возможность предоставления альтернативных точек зрения как со стороны военных, так и гражданских специалистов. Помимо этого, президент обладает гипертрофированными полномочиями, согласно которым, Министерство обороны подчиняется только президенту, а Госдума может быть распущена в случае тройного не утверждения премьер-министра. Следовательно, российский президент способен контролировать все, что касается вооружённых сил, а также распускать парламент, если он не утверждает «президентского» главу правительства. Поэтому финансовое обеспечение вооружённых сил также подконтрольно президенту через премьер-министра и правительство, вносящего ежегодный бюджет в Государственную Думу.