Целевую группу программы реинтеграции бывших военнослужащих можно разделить на 3 группы. Первая группа — это контрактники, молодые офицеры, по разным причинам ушедшие до истечения предельных сроков пребывания на военной службе. Вторая группа — это офицеры, «ушедшие на пенсию», то есть уволенные по истечении предельных сроков службы. Тем не менее эти люди все еще могут быть в составе рабочей силы. Третья, особая группа — это военнослужащие с боевым опытом, уволенные с военной службы по причинам, не связанным с состоянием здоровья. Представители всех трех групп могут нуждаться в информационной, образовательной и психологической поддержке после увольнения в запас.
Программа переподготовки может быть разделена на взаимосвязанные части в зависимости от целевой группы. Оптимально разделить ее на два уровня: для военнослужащих в целом и для ветеранов боевых действий. Последние нуждаются в дополнительном медицинском и психологическом внимании, так как находятся в группе риска злоупотребления алкоголем, наркотической зависимости и других психотравматических
синдромов. Также программа
должна начинаться до выхода военнослужащих в запас, поскольку процесс увольнения не моментальный. Кроме того, это снизит единовременную нагрузку на всю систему переподготовки.
Один из способов сэкономить ресурсы на программе, при этом сделав ее масштабной и качественной, — запустить первый этап в онлайн-доступе. Это позволит сообщить бывшим военнослужащим их права, положенные льготы и способы их получения. Также должны быть организованы закрытые онлайн-лекции с возможностью анонимного обсуждения проблем. Такие лекции будут затрагивать психологические, социальные и практические проблемы после выхода в запас, а также успешные примеры их решения. Хороший эффект также дадут интервью и лекции бывших военнослужащих, добившихся успеха в гражданской жизни; HR-специалистов, которые расскажут об ожиданиях организаций от бывших военнослужащих; представителей образовательных организаций, осуществляющих программы переподготовки.
Таким образом, онлайн-программа будет представлять «базовый» справочник для увольняющихся. Ее главной целью станет информирование обо всех особенностях жизни «на гражданке», чтобы военнослужащие, с одной стороны, понимали все предстоящие трудности, но с другой — знали свои сильные стороны и потенциальные направления дальнейшей деятельности. В поддержку программе логично создать специальный открытый веб-сайт с теоретической и правовой информацией, площадкой для размещения объявлений о работе для бывших военнослужащих, а также
практическими советами по послевоенному саморазвитию. Министерство обороны России владеет телеканалом «Звезда», веб-сайт которого посвящен военной тематике. Было бы очень удобно и бюджетно организовать раздел для бывших военнослужащих прямо на сайте военного телеканала.
Исследования показывают, что образовательные программы по обучению бывших военнослужащих
играют большую роль в их интеграции на рынок труда. Правительству нужно обеспечить дополнительное грантовое финансирование на базе образовательных учреждений и НКО. Финансирование должно быть распределено по регионам, учитывая наиболее вероятное территориальное распределение ушедших со службы военнослужащих (основываясь на расположении их существующих или получаемых квартир).
Опыт постсоциалистических стран показывает важность организации курсов по развитию
предпринимательских навыков для бывших военнослужащих и членов их семей. В развивающихся экономиках предприниматели с военными soft skills (дисциплиной, стрессоустойчивостью и планированием) могут организовать конкурентные предприятия в самом широком спектре. Программы, организованные при помощи НКО, учат составлению бюджета, дают основы налогового законодательства, правовые механизмы деятельности бизнеса, бизнес-менеджмент. Также важной особенностью этих программ является их индивидуализация посредством наставничества и работы с выпускниками.
Второй уровень программы обязательно должен касаться адаптации уволенных в запас ветеранов боевых действий. Работа с этой социальной группой комплексна и требует подготовки специальной программы совместно со специалистами из области медицины и психологии. Однако исследования показывают, что без первого уровня программы реинтеграции медицинско-психологическая помощь не может быть эффективной, так как общая реинтеграция на рынок труда и в сферу общественных отношений положительно
сказывается на решении психологических проблем.
Организационно программу логично было бы разделить между несколькими ведомствами. Прежде всего, Министерство обороны должно быть ответственно за основные подготовительные мероприятия перед увольнением, а также за информационное сопровождение ресурсов, предназначенных для уволенных в запас военнослужащих. При помощи Фонда президентских грантов может быть обеспечено финансирование НКО, занимающихся образовательной поддержкой бывших военнослужащих. Помимо этого, потребуется дополнительная координация с Министерством образования и науки и университетами при Правительстве Р Ф. Из-за разницы в уровне подготовки профессорско-преподавательского состава важно организовать эти программы именно в гражданских образовательных учреждениях, а не вузах Министерства обороны. Более того, такой опыт переподготовки уже
имелся в 1990-е, но финансировался за счет иностранных фондов.
Финансирование программы может осуществляться за счет перераспределения имеющихся средств Министерства обороны, смены направлений финансирования Фонда президентских грантов, а также за счет иностранных организаций в случае нормализации международной обстановки и отмены закона «Об иностранных агентах». Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об ограничении раннего пенсионного обеспечения бывших военнослужащих, прошедших программу переподготовки и занятых в гражданской сфере труда.