Второй ключевой тезис программы Навального — переход к президентско-парламентской республике. И это один из тех смысловых кирпичей, которые мы просто обречены грызть ближайшие годы.
Вопрос этот сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, действующая конституция была принята по горячим следам силового конфликта, завершившегося победой президента над оппозицией, и баланс в ней явно смещен в пользу исполнительной власти. В то же время заблуждаются те, кто считает, что к парламентской системе можно перейти, просто сделав запись в конституции. Чтобы иметь эффективный парламентский режим, нужно иметь эффективные политические партии. В противном случае парламентский режим превратиться в авторитаризм, ничем не уступающий президентскому. Имея же сильные партии, можно жить даже при президентском режиме, примером чего являются США.
Российский президентализм выглядит сегодня столь монструозным не столько в силу тех полномочий, которые дает президенту конституция, сколько в силу полного демонтажа всех противовесов, и в том числе — полной деградации партийной системы. Кстати, несмотря на смещенный баланс ельцинской конституции, Россия все же жила фактически при президентско-парламентской республике чуть более полугода в 1998 — 1999 гг. Тогда премьер-министром был Евгений Примаков, которого не жаловал президент, но горячо поддерживал парламент. Парламентская оппозиция была сильна, а исполнительная власть слаба и непопулярна. Это показывает, что фактический характер политического режима определяет в большей степени баланс общественных сил, чем формулировки конституции.
И все же. Владимир Путин за свои 18 лет у власти столь полно обнажил гримасы и опасности несбалансированного президентства, что движение к формальному ограничению президентской власти кажется почти неизбежным. Как только Путин уйдет со сцены или ослабеет, это станет одним из ключевых требований оппозиции, общества и элит.
Операционально ограничение президентской власти и сдвиг к парламентаризму мог бы быть обеспечен отменой права президента распускать парламент или резкого ограничения этого права. Нужно и можно выработать более сбалансированные процедуры разрешения конфликта между парламентом и президентом. Права парламента по утверждению премьера и контролю деятельности правительства должны быть надежно защищены, чтобы создать действующую систему двух ключей. Такая ситуация, в свою очередь, увеличит вес депутатского мандата, а значит и интерес общественных групп к борьбе за эти мандаты и строительству политических партий.
Второй необходимый элемент демонтажа неограниченного президентализма — это возвращение под парламентский и общественный контроль «силового блока». Сегодня президент де-факто является главой трех правительств — экономического (кабинета министров), администрации президента и «силового правительства». В результате, «силовое правительство» превращается в фактически самостоятельную ветвь власти, стоящую над всеми прочими органами власти и играющую все большую роль в решении практически всех вопросов жизни государства. В том числе — ключевых вопросов экономической политики.
Необходимо вернуть Федеральному собранию права контроля силовых ведомств и утверждения кандидатур на их ключевые должности. Иначе эти ведомства превращаются в президентскую клиентелу, шаг за шагом наращивающую политическое влияние. Институализированный контроль над насилием — в сущности и есть единственный вопрос, характеризующий эволюцию социального порядка, учат нас Дуглас Норт со товарищи в столь знаменитой теперь книге.
Борис Ельцин, начинавший с бескопромиссной борьбы с партийным аппаратом и спецслужбами, заканчивал тем, что искал своего преемника исключительно в рядах силовиков. И это не гримаса судьбы, а закономерная эволюция «беспартийного» президента («президента всех россиян»), выведенного из-под контроля политического (партийно-парламентского), но имеющего эксклюзивные рычаги контроля над силовым блоком. Он сначала превращается в президента государственной бюрократии, а потом, по мере того, как политически слабеет, — в президента всех силовиков.