Почти 50 лет назад в политической науке появилось исследовательское направление, названное транзитологией
(1). Оно занимается сравнительным изучением трансформаций политических режимов. В результате были созданы несколько конкурирующих теоретических моделей, которые описывают контуры переходного периода. Я хотел бы остановиться на стратегическом подходе, который фокусируется на взаимодействии политических сил на разных стадиях трансформации. Политики преследуют собственные эгоистические цели, а институты и обстоятельства ограничивают их или, наоборот, благоприятствуют им, влияя на выбор стратегий. Не в меньшей степени выбор стратегий зависит от действий, реальных и ожидаемых, других игроков на политической арене
(2).
Исходя из базовых принципов этого подхода, с учетом российских реалий можно сказать следующее. На первом этапе, когда на повестке дня стоит вопрос о политических реформах, решающее значение имеет характер основных конфликтов, соотношение сил между политическими акторами и их цели
(3). Заведомое преобладание одной политической группы позволяет ей создать выгодные для нее политические институты нового режима, закрывая дорогу к демократии. Равенство сил с политическими соперниками при наличии непримиримого конфликта ведет к противостоянию, которое либо заканчивается победой одной из сторон (см. предыдущий пункт), либо перерастает во взаимоуничтожительную борьбу. Лишь неизвестность, неуверенность сторон в собственных силах, незнание о действительной силе конкурентов и, как следствие, желание закрепить в новых «правилах игры» гарантии собственного выживания подталкивают политические силы к созданию институтов (= правил игры) нового режима, которые будут в дальнейшем регулировать политическую конкуренцию.
Каждый из участников процесса думает о личных последствиях введения той или иной политической системы в перспективе будущих выборов. Основные дискуссии ведутся о парламентской или президентской форме правления и способах избрания верховной власти: пропорциональная, мажоритарная, смешанная системы и их основные вариации.
(4) Таким образом, у новой политической системы нет генерального конструктора — ее создают совместно благодаря нахождению компромиссов, основанных на калькуляции выгод и издержек, идя на уступки в одних аспектах и отстаивая выгодные для себя нормы в других. Итоговая система одновременно никого не устраивает и устраивает всех игроков. Она может совсем не отвечать объективным потребностям государства и общества, быть далекой от теоретических идеалов и не учитывать интересы множества групп.
Очевидно, что достижение компромисса возможно лишь при понимании политиками того, что альтернативой станет затягивание процесса, в результате чего можно потерять свои текущие позиции. Независимо от ценностных приверженностей всех участников процесса можно назвать демократами, так как собственные политические перспективы они связывают с демократическим устройством. В то же время не исключено влияние антидемократических сил на процесс, и в этом случае вынужденно учреждается ограниченная демократия, которая нейтрализует противников путем исключения новых антидемократических групп и запуска механизма люстраций в отношении ключевых фигур прежнего режима.