Для того чтобы борьба с коррупцией была действенной, во многих странах существует специальное законодательство, направленное на защиту заявителей о коррупции: без самих заявителей раскрытие коррупционных махинаций зачастую не представляется возможным. В России достаточно вспомнить дело Магнитского, чтобы убедиться в необходимости защиты тех, кто осмеливается раскрыть коррупцию в государственных органах.
Напомню, что в рамках прошлого плана Минтруду было предписано разработать соответствующий законопроект, что и было сделано к февралю 2015 года (проект закона «
О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов»). В частности, в этом законопроекте предусматривался механизм материального поощрения лиц, сообщивших о коррупции, — мера, почерпнутая из американского законодательства. Однако в 2017 году на государственном портале gov.ru был опубликован
другой законопроект. В пояснительной записке к нему утверждалось, что законопроект был составлен в соответствии с Планом работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на 2017−2018 годы (поручение Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. № ИШ-П2−211).
В этом законе предусматривались меры защиты заявителей по коррупции, но положение о материальном поощрении уже отсутствовало. Наконец, в октябре 2017 года в Государственной Думе был зарегистрирован Законопроект
№ 286 313−7 «О внесении изменения в Федеральный закон „О противодействии коррупции“ в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях». Этот документ был рассмотрен Комитетом по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ в ноябре 2017 года и рекомендован к рассмотрению в первом чтении.
Однако нормы этого законопроекта нельзя признать удовлетворительными. Во-первых, он не гарантирует право на анонимное сообщение, а лишь предусматривает конфиденциальность. То есть на данный момент анонимные сообщения не принимаются во внимание; органам, рассматривающим заявления, известна личность субъекта. Во-вторых, законопроектом предусмотрено, что лицо, сообщившее заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Это противоречит как
стандартам ОЭСР, так и
резолюциям Совета Европы, которые указывают на то, что человек не несет ответственности, если он добросовестно заблуждался в отношении коррупционного явления.
В-третьих, защита от необоснованного увольнения и давления на рабочем месте, которая предоставляется заявителям (мера действует с 3 апреля 2013 года, когда вступил в силу указ президента «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона „О противодействии коррупции“»), недостаточна. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению является подразделением организации, где работают сотрудники, о коррупционных проявлениях которых были сообщения. Другими словами, ничего не стоит возбудить дисциплинарное дело на сотрудника за минимум однократное опоздание, и всегда можно найти в работе сотрудника недостатки, к тому же данная гарантия не распространяется на родственников заявителя, которые могут работать в этой организации.
Тот факт, что в РФ до сих пор не принят полноценный закон о защите заявителей о коррупции и нет ни одного случая реальной защиты, указывает на то, что ст. 33 Конвенции ООН против коррупции не выполняется.