Однако при любом подходе ключевым фактором успешного управления страной является институт подотчетности. Даже в условиях децентрализации регионы должны быть подотчетны федеральному центру, ведь центр несет риски того, что региональное правительство поведет себя непредсказуемо или в собственных интересах, идущих вразрез с государственными. Задача федерализма — настроить институты таким образом, чтобы максимально эффективно решить две задачи: с одной стороны, местное население должно иметь представительство, наделенное полномочиями, с другой стороны, центр должен быть уверен, что ситуация не выйдет из-под контроля. Ключевым инструментом подотчетности в современных федерациях выступают выборы. Жители, недовольные политикой местных властей, могут сместить губернатора или партию, получившую большинство в законодательном собрании. Кроме того, тот факт, что региональные или местные политики избираются напрямую, придает им вес в диалоге с федеральным центром. Последний, в свою очередь, обеспечивает различные «политические лифты» для региональных политиков, создавая стимулы быть лояльными. Примером такого поощрения может быть место в федеральном правительстве или парламенте.
Возможности населения контролировать политику на местах не ограничиваются одними выборами. В случае делегирования центром решений на уровень региона или муниципалитета у жителей открываются возможности влиять на политику почти напрямую — например, через институт референдума. Самым известным примером федерации, решающей через референдумы большинство территориальных вопросов, от принятия в деревню беженцев до строительства мечети, считается Швейцария, однако этим инструментом пользуются также граждане Австралии, США, Канады. В Америке в муниципалитете избирается совет, который отвечает за широкий ряд решений — от городской застройки до школьного управления. Надо признать, что подобные полномочия есть у муниципалитетов во многих унитарных странах, но в федерациях спектр решений местных властей богаче — сказываются бюджетные возможности и избираемость, а значит, ответственность за результат прежде всего перед местными жителями, а уже потом отписки бюрократическим структурам. Логика федерализма приучает людей принимать решения на местах, а не мыслить в категориях далекой власти. Поэтому уровень участия в местном самоуправлении со стороны граждан федерации в среднем выше, чем в унитарных странах.