Таким образом, маниакальное стремление «Газпрома» обойти Украину продиктовано не экономическими соображениями и не здравым смыслом, а чем-то другим. Все эти геополитические игрища не должны оплачиваться за счет российского налогоплательщика, за счет поддержания неприемлемо низкого уровня налогообложения газовой отрасли. Если можно увеличить сборы от газовой отрасли в российский бюджет, продолжая качать газ через Украину — значит надо продолжать качать газ через Украину. Обеспечение справедливого уровня доходов бюджета от газовой отрасли в этом случае — приоритет.
Отдельный вопрос — строительство инфраструктуры для поставок газа в Китай. В 2014 году «Газпром» оценивал затраты на строительство газопровода «Сила Сибири» в Китай в $ 55 млрд, позже озвучивалось, что общая смета снизилась до $ 44 млрд (за счет девальвации рубля), однако это все равно колоссальные деньги на реализацию проекта, прибыльность которого неочевидна — по имеющимся данным, проект будет балансировать на грани безубыточности, если не будет убыточным. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что «Газпром» запросил у государства на реализацию этого проекта беспрецедентные налоговые льготы по всем видам налогов, прямо подчеркивая, что без предоставления налоговых льгот проект не будет экономически состоятельным (см., например, РБК «„Газпром“ из-за налоговых льгот сэкономит на „Силе Сибири“ до $ 1 млрд [в год]», 11 ноября 2014 г.).
Общий вывод: у «Газпрома», при наличии большого профицита добывающих и экспортных мощностей, нет никакой необходимости в такой раздутой инвестиционной программе как сегодня, она может быть существенно сокращена и по общему объему, и по удельным затратам на единицу вводимой мощности. Разговоры о том что «повышение налогов вызовет инвестиционный кризис в газовой отрасли» — несостоятельны. «Газпром» вполне мог бы обойтись инвестиционной программой в пределах 600−700 млрд рублей, т. е. примерно вдвое меньшей чем сегодня.
Такая чрезмерно раздутая инвестпрограмма при наличии профицита мощностей существует лишь для обогащения подрядчиков, принадлежащих высокопоставленным олигархам из группировки Путина. Это должно быть прекращено: избыточные средства, зарываемые сегодня в ненужные капвложения, должны пойти в виде налогов в бюджет.
Еще один пример того как можно строить финансирование инвестиционного процесса в газовой отрасли — проект «Ямал СПГ» компании «Новатэк». Компания не тратит на финансирование проекта действующую выручку, а привлекает средства инвесторов (правда, тут не обошлось и без господдержки, однако примерно $ 17 млрд проект привлек от внешних кредиторов, еще порядка $ 3 млрд — в виде акционерного финансирования. Погашение кредитов будет осуществляться за счет прибыли от проекта. Похожим образом, а не за счет включения «инвестиционной составляющей» в текущий бюджет «Газпрома», должны финансироваться и другие новые инвестиционные проекты.