Комментарий: Конкурентный рынок газа в России в крупнооптовом сегменте уже есть. Поделить «Газпром» на много маленьких компаний по примеру США вряд ли получится: в США нет месторождений-гигантов, таких как Бованенково, Уренгой, Ямбург, Медвежье и Русское, в которых и сосредоточены основные российские газовые запасы. Т. е. потенциальная структура российской газовой отрасли определена ресурсной базой. Что-то сделать можно — например, превратить «Газпром добычу Уренгой» и его аналоги в совместное предприятия, продать доли в этих СП разным компаниям, обязать забирать свой газ на воротах месторождений и торговать им независимо друг от друга. Только, видимо, придется сажать в такие СП представителей ФАС, чтобы не допускали сговора. Можно вывести газотранспортный бизнес из «Газпрома» так же, как сейчас «Транснефть» существует отдельно от нефтяных компаний, а «Россети» отдельно от ОГК.
В итоге ландшафт российского газового бизнеса может выглядеть следующим образом. Существует несколько интегрированных нефтегазоэнергетических компаний, владеющих в том числе долями в нынешних гигантских месторождениях «Газпрома». Они независимо и конкурентно продают свой газ на внутреннем рынке. С большой вероятностью эти компании будут эволюцией нынешних «Новатэка», «Роснефти», «Лукойла» и самого холдинга «Газпром». Газотранспортная компания существует отдельно, с большой вероятностью — в собственности государства. Экспорт газа осуществляется через госкомпанию, закупающую газ на внутреннем рынке у конкурирующих поставщиков. Газификация страны (если она нужна как социально-инфраструктурный проект) ведется отдельной корпорацией, работающей примерно так, как работает «Автодор», с прозрачным бюджетом и прозрачными субсидиями.
Такая структура рынка, наверное, будет более эффективна и конкурентна, чем нынешняя, хотя у нее будут и свои проблемы, не похожие на теперешние.