МОЖНО ЛИ ОТДАТЬ ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЧАСТНЫЕ РУКИ?
ОПЫТ УКРАИНЫ, ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Павел Лузин,
военный эксперт
МНЕНИЕ
Военные расходы являются основной статьей федерального бюджета, которую либеральные экономисты предлагают подрезать для перераспределения денег на образование, науку и медицину в Прекрасной России Будущего. На сколько можно сократить расходы на армию — вопрос дискуссионный. Даже снизив численность военных и отказавшись от обязательного призыва, придется повысить расходы на достойные зарплаты контрактникам.
Большинство специалистов сходятся на том, что экономию может принести реформа военно-промышленного комплекса. На производство вооружений и военной техники из федерального бюджета ежегодно уходит порядка 1,5−1,7 трлн рублей (1,63−1,85% ВВП): это половина расходов по статье «Национальная оборона» или около трети совокупных расходов на оборону и безопасность.

«Военная тайна» — привычная мантра правительства для того, чтоб засекретить большую часть этих расходов и создать для военных госкомпаний особые условия, избавляющие их от конкуренции и обязательств по публичному аудиту издержек. По сути, россияне вообще не в курсе, на что тратятся их налоги, кому это нужно и зачем. Нам только демонстрируют кадры запусков ракет, рассказывают об угрозе Запада, неких «национальных интересах», требующих от российских граждан жертвовать своим благополучием и платить все больше налогов и сборов.

Если изучить открытые данные, становится ясно, что в России государственный оборонный заказ поддерживает на плаву зачастую убыточные государственные компании, качество продукции которых под большим вопросом, — достаточно вспомнить, что происходит в космической промышленности, наиболее технологически развитой отрасли ВПК.

Для сравнения, в странах НАТО абсолютное большинство военных компаний находится в частных руках, а государственные предприятия вынуждены конкурировать с частными на общих основаниях на внутренних и внешних рынках. От этого обороноспособность и бюджет только выигрывают.

Полезной информацией для будущих реформаторов может послужить наблюдение за реформой ВПК в Украине, реализация которой проходит с 2016 г. Первые результаты можно наблюдать уже сейчас.
Постсоветское наследие ВПК
Стартовые условия очень похожи. Изначально до трети советского военно-промышленного комплекса находилось в Украине. Постсоветская конверсия украинской военной промышленности не увенчалась успехом — за редким исключением предприятия не смогли ни переориентироваться на гражданскую продукцию, ни включиться в международную промышленную кооперацию (кроме российских военно-промышленных компаний), ни стать экономически эффективными в целом. К 2014 г. в том или ином виде сохранились лишь те предприятия, чья основная военная продукция, производимая с советских времен, имела внешний спрос (экспортные контракты были заключены преимущественно с Россией и Китаем), и которые могли выставить на продажу запасы металла, оборудования и комплектующих и/или наладить простое металлургическое производство.

При этом даже сохранившиеся заводы и компании оказались не способны существовать без постоянных государственных субсидий. Хотя в абсолютном значении госсубсидии Украины были намного скромнее, чем в России, относительно бюджета страны они оказались весьма существенными. Так, например, только в 2013–2014 гг. планировалось привлечь до $600 млн кредитных средств на развитие ВПК под гарантии украинского правительства. Эта цифра сопоставима с расходами Киева на государственный оборонный заказ в те годы. В целом за 2006-2016 годы Украина потратила на закупку вооружений внутри страны порядка $4,5 млрд и экспортировала вооружения на $6,8 млрд (экспортом занималась одна компания – «Укрспецэкспорт»). Для сравнения – в России в 2006-2016 годах объем экспорта военной продукции составил порядка $100 млрд, а на закупку вооружений и военной техники Россия потратила примерно $242,3 млрд с учетом среднегодовых курсов.

Украина попала в ловушку – с одной стороны, военная отрасль являлась вотчиной государства (частная компания была лишь одна – «Мотор Сич», производящая авиационные двигатели, но она тоже требовала государственных субсидий), с другой стороны, государство вкладывало в поддержку военной промышленности крайне скромные суммы. Впрочем, как показывает опыт России, увеличение субсидий в военную промышленность советского образца не является панацеей – компании по-прежнему не могут вылезти из убытков, что хорошо видно по реализации государственной программы вооружения на 2011–2020 гг. (раз, два).

Военные действия, начавшиеся на востоке Украины, обнажили проблемы неэффективности ВПК. Несмотря на то, что необходимость срочной реформы стала очевидна, украинские государственные компании максимально задействовали административный ресурс, чтобы сохранить свои монополии и преференции.
Реформа ВПК в Украине: ее суть и предварительные результаты

Зеленый свет частному бизнесу.

Революция, война и сопутствовавший этим событиям национальный подъем дали толчок развитию украинских частных оборонных компаний. Несмотря на сопротивление государственного ВПК, украинское правительство испытывало давление как объективных обстоятельств, так и предпринимателей. В декабре 2016 г. предпринимателями была создана Лига оборонных предприятий Украины. Главной её целью стала либерализация экспорта вооружений и военной техники. В 2017 г. была образована Ассоциация украинских оборонных производителей, помогающая решать проблемы бизнеса в создании вооружений.

По большому счету, инициатором преобразований в украинском ВПК являлись не правительство и политическая элита, а именно бизнес.

В итоге в 2018 г. украинским частным военным производителям было разрешено экспортировать свою продукцию без посредников и без ограничений импортировать необходимое оборудование и комплектующие, другими словами, удалось серьезно ослабить монопольное положение «Укроборонпрома» и «Укрспецэкспорта». Доля частных компаний, поставляющих вооружение и военную технику по государственному оборонному заказу, в этом же году превысила 50%.

Спектр частного производства вооружений и военной техники оказался довольно широк: от беспилотников и систем радиолокации до минометов, катеров и бронеавтомобилей. Впрочем, возможности Киева по закупке всей этой продукции очень ограничены. В 2018 г. на эти цели было выделено более $ 720 млн, в 2017 г. — $ 520 млн., в довоенном 2013 г. — примерно $ 440 млн. По сути, Украина по военным расходам сейчас подошла к пределу своих возможностей, и этот дефицит ресурсов служит ограничителем качественному развитию бизнеса в ВПК. Большой вопрос, как много из нынешних частных компаний в украинской военной индустрии сможет развиваться за счет внешнего рынка или диверсификации и выпуска гражданской продукции.


Реформа государственной промышленности.

Официально реформу «Укроборонпрома» начали в 2014 г. В 2016 г. была опубликована стратегия оздоровления и преобразований в государственном украинском ВПК.


  1. Электронные торги. С 2014 г. госкорпорация начала вести закупки через открытую электронную систему торгов, однако в полную силу эта система заработала в 2016 г. Уже в 2018 г. встала проблема отсечения от торгов фирм-однодневок. Их наличие говорит о том, что электронные торги сами по себе не панацея от коррупции и неэффективности.
  2. В 2017—2018 гг. «Укроборонпром» с помощью открытого тендера ведет поиск международной аудиторской компании для проведения аудита своей деятельности к 2020 г. Оплатить такой аудит вызвались Соединенные Штаты. Стоит заметить, что затянувшаяся процедура торгов может свидетельствовать о сознательном сопротивлении подобной процедуре внутри государственной корпорации.
  3. Налажена постоянная производственная кооперация «Укроборонпрома» с почти 450 украинскими производителями, из которых до 70% представляют малый и средний бизнес, выпускающий необходимые комплектующие.
  4. В 2017 г. украинские власти решили перевести авиакомпанию «Антонов» и «Завод 410 гражданской авиации» в публичные акционерные общества, чтобы затем распространить такую форму на все предприятия «Укроборонпрома». Более того, принято решение о постепенной передаче предприятий, больше не занятых в производстве военной продукции, в фонд государственного имущества для последующей приватизации. Не очень понятно, означает ли это курс на раздробление и приватизацию всего «Укроборонпрома» или только попытку привлечь инвесторов и зарубежных партнеров в капиталы компаний без отказа государства от контрольных пакетов.
  5. Начало перехода на производственные стандарты стран НАТО и, соответственно, попытка наладить производственную кооперацию с европейскими компаниями. О весомых результатах этих начинаний говорить пока рано.
Если посмотреть на финансовые результаты компании, то может показаться, что реформа состоялась. В 2014 г. выручка «Укроборонпрома» составила 16 млрд гривен (немногим более $ 1 млрд) при чистом убытке почти в 1 млрд гривен (больше $ 63 млн.). В 2017 г. выручка уже 28,5 млрд гривен (все тот же $ 1 млрд), чистая прибыль — 1,5 млрд гривен ($ 53,6 млн.). При этом 18,2 млрд гривен ($ 650 млн.) — это выручка от экспортных контрактов на военную технику и ее обслуживание, а 10,2 млрд ($ 364,3 млн.) — поставки на внутренний рынок, из которых на оборонный заказ пришлось только 5,2 млрд гривен ($ 185,7 млн.).

Однако на 2016−2017 гг. пришлось выполнение крупных зарубежных контрактов, поэтому итоги 2018 г. и дальнейшие финансовые результаты корпорации могут оказаться не столь радужными. Более того, с учетом курсовой разницы общая выручка корпорации в 2017 г. была несколько меньше уровня 2016 г. ($ 1072 млрд. против $ 1074 млрд.), а экспорт вооружений снизился на 16,4% — до $ 684,5 млн.

Результаты перехода предприятий на IPO и приватизации будут видны в ближайшие годы: инвесторы либо появятся, либо нет. Именно это и станет реальным тестом того, насколько глубока проводимая реформа.
Главные риски
Крупные оборонные компании испытывают трудности с тем, чтобы предложить на внутренний и внешний рынок конкурентоспособную гражданскую продукцию, без чего их развитие в долгосрочной перспективе остается сомнительным. Исключением здесь можно было бы назвать частную «Мотор Сич», но эта компания потеряла российский рынок для своей гражданской и военной продукции, на который приходилось 40% производства. К тому же, для созданных ею гражданских авиационных двигателей в Украине просто не производится достаточного количества самолетов — «Антонов» пока не может найти свою нишу за рамками мелкосерийного производства и модернизации военно-транспортных самолетов.

Под давлением находится космическая промышленность: в 2018 г. ее финансирование сократилось на 30% до $ 70 млн., отрасль не получила оборонного заказа, который составлял более $ 30 млн. годом ранее. Однако объем экспортных поставок в первом полугодии 2018 г. составил примерно столько же — $ 30 млн.

Сегодня украинский ВПК вне зависимости от форм собственности пока далек от включения в международную промышленную кооперацию. Экспортные поставки позволяют держаться на плаву, но не более того. Проекты сотрудничества украинских оборонных предприятий с компаниями из Китая или Пакистана пока представляют передачу в эти страны сохраняющих свою актуальность технологий. Так что сделанных шагов пока не достаточно для устойчивого развития украинской военной промышленности. Для успеха в этой сфере нужен успех в экономике, образовании и других ключевых направлениях, поскольку ВПК не существует вне общего политико-экономического и социального контекста страны. Но даже из этих трудностей Украины мы можем извлечь урок.
Выводы для России
В силу больших масштабов инерция российской военной промышленности гораздо выше, и реформировать ее будет сложнее. Однако в силу неизбежного сокращения расходов на оборону и безопасность в постпутинской России эту реформу проводить придется. И в самом начале преобразований необходимо сделать следующие шаги:

  1. Ликвидировать монополию «Рособоронэкспорта» в сфере экспорта вооружений и сократить регулирующие полномочия либо ликвидировать Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству. Это откроет частной российской инициативе возможности для выхода на мировой рынок вооружений и военной техники;
  2. Создать правительственную гражданскую закупочную службу, отделенную от вооруженных сил и спецслужб, которая будет заниматься независимым аудитом запросов со стороны армии на новые вооружения и технику и проводить открытые конкурсы на поставку такой продукции;
  3. Сохранить в руках государства только ядерный оружейный комплекс и производство носителей для ядерного оружия, в остальных секторах продавать пакеты акций оборонных компаний, находящихся сегодня в собственности «Ростеха», либо у Росимущества, в руки частных инвесторов — российских и иностранных — с учетом объективных интересов страны в сферах внешней политики и обороны. При этом непрофильные активы могут быть проданы раньше, а собственно оборонные компании и заводы, входящие в тот же «Ростех», — по мере появления инвесторов;
  4. Создавать условия наибольшего благоприятствования для бизнеса в России в целом и гражданского промышленного производства в частности, чего сегодня пока не сделано в Украине. Главные механизмы здесь: снижение налогов и зарегулированности, установление прозрачных и понятных правил ведения бизнеса, а также отмена избыточных ограничений по секретности и лишение спецслужб большей части контрольных полномочий в этой сфере. Так, у существующих оборонных компаний появится возможность нарастить выпуск гражданской продукции, а в частный сектор придут новые компании.

При этом важно понимать, что промедление с этими шагами приведет к тому, что государственная военная промышленность сформирует активное сопротивление любым преобразованиям. В свою очередь те сотни тысяч сотрудников ВПК, которые неизбежно потеряют рабочие места (этот процесс начался уже сейчас), не смогут стать бенефициарами реформ и превратятся в электоральную базу реакции.
Комментарии
comments powered by HyperComments