Павел Лузин

Эксперт по внешней и оборонной политике
Пенсии вместо подводных лодок.
Что делать с неэффективным военным производством?
Мнение
#Армия #ВПК #Реформы
Два миллиона россиян трудятся на «военку», ежедневно посещая заводы, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Именно в ВПК исторически у нас были сосредоточены передовые технологии. Однако в девяностые военная промышленность не сумела приспособиться к рыночной экономике, а в нулевые просто подключилась к потоку нефтедолларов без соответствующего роста качества. Все это привело к тому, что не общество и государство являются заказчиками военной продукции, а предприятия в союзе с руководством армии и спецслужб фактически диктуют, какое вооружение у них будет закупать страна.
Сегодня на производство и закупку вооружений тратится не менее половины от пяти триллионов рублей из бюджетных статей «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». То есть каждый год мы тратим два с половиной триллиона рублей на создание нового оружия для нашей страны. Это чистые траты налогоплательщиков, поскольку оружие на экспорт производится по зарубежным контрактам Рособоронэкспорта, и не финансируется из бюджета. Для понимания — за последние семь лет, с тех пор как с 2011 года была принята государственная программа вооружений (ГПВ-2020), военная промышленность получила свыше 9 триллионов рублей. И это не считая сотен миллиардов, уходящих на разнообразные федеральные целевые программы.
Расходы эти не приносят стране никакого видимого результата — ни качественной техники, ни новых технологий, ни развития. На самом деле ВПК априори не может быть локомотивом развития. С девяностых поменялся мировой тренд — теперь производство вооружений и военной техники все больше опирается на технологии, разработанные в гражданском секторе.
Зомби-индустрия

Главное предназначение триллионов рублей, уходящих в наш военно-промышленный комплекс, — поддерживать оборонные заводы и компании на плаву. Без этих средств они просто обречены, и даже с ними они экономически не эффективны. Мало того, что техника производится низкого качества и не создает никакой добавленной стоимости, она еще и генерирует издержки. Достаточно вспомнить обилие аварийных пусков ракет и спутников, а также претензии зарубежных покупателей (раз, два, три) к российскому оружию.
Что о состоянии заводов и предприятий говорят цифры? Если посмотреть отчетности десяти передовых российских компаний ВПК (среди которых Уралвагонзавод, Объединенная авиастроительная корпорация, НПО Машиностроения, и другие, производящие всевозможную технику от ракет до боеприпасов), видно, что, начиная с 2011 года, выручка растет. В этот период предприятия получают все больше государственных заказов, которые составляют 70−100% от оборота. Это действительно совпадает с ростом бюджетных расходов на закупку вооружений в рамках ГПВ-2020. Но дальше начинается необъяснимое: нет и близко сопоставимого роста прибыли, и более того, все эти годы растут долги, большую часть которых надо гасить в течение 12 месяцев.
Провисание прибыли происходит из-за того, что у компаний заметно выросли издержки. Это можно объяснить только тем, что даже закупка иностранных станков не позволила компенсировать отставание в технологиях, организационные проблемы, нехватку высококлассных специалистов и как минимум нерациональное расходование ресурсов в условиях закрытости и непрозрачности нашей военной промышленности. Лишь немногие заводы смогли улучшить свое финансовое положение вследствие пролившихся на отрасль триллионов. Объем производства военной техники, конечно, вырос, но это не сделало ВПК ни более эффективным, ни способным к качественному развитию.

Конечно, пока финансовые дыры наши оборонщики закрывают кредитной линией в государственных банках — с их балансами им доступно то, о чем многие успешные бизнесмены в нашей стране могут только мечтать. Однако в итоге расплачиваются все равно россияне. Например, только на погашение кредитов российского ВПК в конце 2016 г. из бюджета было выделено 800 млрд руб., а в конце 2017 г. — еще 200 млрд руб. (то есть за два года на погашение кредитов ВПК ушло 1 трлн руб. налогоплательщиков).

Российские оборонные компании, в отличие от ведущих европейских и американских фирм, имеют узкую специализацию и полностью зависят от государственного заказа. Разница тем более очевидна, если принять во внимание, что у Boeing, Airbus, United Technologies и Leonardo (все входят в первую десятку мировых оборонных компаний) доля военной продукции в выручке уже составляет менее половины. Их российские коллеги, напротив, кровно заинтересованы в появлении новых государственных программ, без которых не выживут. Сюда относятся мечты об авианосцах, проекты новых ракет-носителей и межконтинентальных ракет, новых самолетов и прочего. При этом процветает бюрократическая конкуренция: отсутствует обмен технологиями — как между компаниями, так и в рамках одного холдинга, технологии не переходят из военного сектора в гражданский. Все это превращает нашу оборонную отрасль в «вещь в себе», которая не обеспечивает ни роста благосостояния нашей страны, ни ее развития.

Учитывая экономическую стагнацию в России, и необходимость повышать уровень жизни, больше инвестировать в науку и образование, улучшать качество здравоохранения и платить достойные пенсии, рано или поздно придется сокращать расходы на вооружение. Мы не можем позволить себе бессмысленные траты и с военной точки зрения, — реформа вооруженных сил тоже требует ресурсов.

И тут встает вопрос: что делать с российскими военно-промышленными зомби, которые купаются в бюджетных деньгах и при этом еле сводят концы с концами?
Дорожная карта для российского ВПК

Если мы хотим, чтобы у нас была успешная, передовая и конкурентоспособная военная промышленность, нужны следующие шаги:
  • 1
    Российский ВПК должен пройти полноценное оздоровление. Для этого потребуются:
    а) аудит и сокращение издержек;
    б) оптимизация производства с целью более рационального расходования ресурсов;
    в) объединение отделов гражданской и военной разработки при снятии излишних режимов секретности;
    г) допуск частных инвесторов и предпринимателей в сферу военного производства.

    Это позволит отраслевым компаниям снизить зависимость от государственного заказа через расширение линейки гражданской продукции и повысить экономическую эффективность за счет работы в рыночных условиях.
  • 2
    Жизненно важна общая либерализация российской экономики, снижение налогов, сборов и пошлин и отмена многочисленных бюрократических барьеров в промышленности. Кроме прочего, это позволит быстро найти работу в гражданской промышленности тем россиянам, которые будут вынуждены уйти из военно-промышленных компаний. При этом важно учитывать, что подавляющая часть российских предприятий ВПК сосредоточена в больших городах, что облегчит процесс адаптации как самих этих предприятий, так и их сотрудников.
  • 3
    В России 16 моногородов (из 319) зависят от оборонных предприятий. При этом 5 из них (Златоуст, Миасс, Снежинск, Трехгорный, Усть-Катав) находятся в Челябинской области, а 2 (Воткинск, Сарапул) — в Удмуртии. И хотя все оборонные предприятия в этих городах ограниченно выпускают гражданскую продукцию, им для адаптации будет необходимо максимально возможное облегчение налогового бремени (вплоть до нуля). Также необходимо улучшить транспортные коммуникации таких городов с региональными центрами и предусмотреть программы субсидий и льготных кредитов как сотрудникам, так и муниципалитетам и региональным властям.
  • 4
    Государственные оборонные корпорации, которые являются лишь административными надстройками и не участвуют непосредственно в производстве (Ростех, ОАК, ОСК, Роскосмос и т. д.), должны быть ликвидированы. Квалифицированные, но избыточные в ВПК «белые воротнички» легко найдут себе работу в других компаниях и отраслях.
  • 5
    Государственные компании и заводы, проблемы которых зашли слишком далеко, необходимо провести через процедуру банкротства с последующей приватизацией в пользу частных инвесторов. Научные центры при этом должны остаться в государственной собственности.
  • 6
    Необходимо ликвидировать искусственные барьеры между смежными отраслями, что позволит компаниям диверсифицироваться. Например, аэрокосмическая отрасль у нас разделена на самолетостроение, вертолетостроение, авиационное двигателестроение и космическую отрасль. Также необходимо ликвидировать избыточные ограничения секретности, которые обеспечивают бумажной работой многочисленных контрразведчиков и провоцируют среди них шпиономанию. Секретность не должна ограничивать свободу сотрудников на выезд за границу и не должна создавать издержек для предприятий и их контрагентов. Это позволит обеспечить приток квалифицированных кадров и движение знаний и технологий внутри российской экономики.
  • 7
    К разработке и производству вооружений необходимо привлекать российские частные промышленные компании из гражданского сектора.
  • 8
    Нам нужно отказаться от принципа автаркии в военной промышленности. Все оборонные компании в мире используют международную кооперацию и участвуют в международном разделении труда. Более того, в 1990-е-2000-е гг. у некоторых российских предприятий ВПК был опыт такой кооперации с европейскими и американскими производителями. Добившись отмены санкций и проведя либерализацию экономики, мы создадим условия для успешного сотрудничества российских и иностранных производителей.
  • 9
    В тех сферах, где мы серьезно отстаем в технологиях, мы должны использовать инструмент покупки лицензий у зарубежных производителей и налаживать производство их гражданской и военной техники в России. Это позволит нынешним предприятиям ВПК легче адаптироваться к рыночной экономической среде. Также не надо избегать закупки за рубежом необходимых вооружений и военной техники. Критериями необходимости здесь являются эффективность на поле боя, включая сохранение жизней солдат, и экономическая обоснованность.
  • 10
    В правительстве должно быть создано гражданское агентство по закупкам вооружений и военной техники, которое не будет зависеть ни от военных и силовиков, ни от военной промышленности. Такое агентство будет проводить аудит запросов от армии и полиции на новые вооружения, а также контролировать расходование средств на эти цели.