Есть довольно много прогнозов, в которых говорится, что хотя европейское потребление газа будет падать, собственное европейское производство газа будет падать еще быстрее, так что спрос на российский газ будет расти. Кроме того, газопроводы строятся всегда с некоторым запасом — заложить лишние 10−15% мощностей на этапе строительства может обойтись в 2−3% затрат, а вот потом расширять сильно дороже. Кстати, зачастую реальная начальная мощность трубопроводов ниже паспортной за счет того, что на компрессорных станциях стоят и работают не все насосы, которые закупаются и подключаются позже. Наконец, трубопроводы строят не под среднюю загрузку, а под пиковую. Так что 16% профицита средних по году паспортных мощностей могут и не быть профицитом.
Что же касается необходимости заменить украинскую ГТС… Да, достаточно очевидно, что цель строительства и «Северного Потока — 2», и «Южного потока» именно в этом. Печальная реальность такова, что Украина считает Россию враждебной страной и это, видимо, на многие годы (давайте не будем обсуждать причины этого, просто констатируем этот факт). Даже если в России вдруг появится максимально дружественное для Украины правительство, украинский национальный миф, активно создающийся в последние 4 года, основан на противостоянии с Россией, отойти от него Украине будет очень сложно. В рамках этой вражды Украина намерена, во-первых, извлекать максимум возможной прибыли и ренты из России, во-вторых, иметь возможно больше и возможно более сильных рычагов влияния и шантажа России, и в-третьих, использовать их при любой возможности для создания России проблем и неприятностей, если это не будет угрожать особенными последствиями.
Нынешняя ситуация, в которой Украина контролирует ключевой канал российского газового экспорта, дает ей все возможности для этого. При наличии у «Газпрома» альтернатив украинскому маршруту, Украина, пожалуй, будет предлагать весьма привлекательные тарифы на транспортировку, но это только при наличии альтернативы. А будучи монополистом, как сейчас, будет пытаться получить всю возможную природную ренту, подобно немецким средневековым баронам-разбойникам, взимавшим плату с проплывающих мимо их рейнских замков барж. Мы уже видим, как это может быть — Украина была весьма агрессивна, анонсируя возможные тарифы после 2019-го года, и еще более агрессивна, выдвинув безумный многомиллиардный иск к Газпрому в украинском суде.
Есть еще два аспекта — во-первых, надежность украинской ГТС — не секрет, что она весьма изношена и скоро будет нуждаться в массовом капитальном ремонте, и в тарифе неизбежно появится дополнительная компонента на эти затраты. А второй аспект — отсутствие транзита через Украину значительно повышает цену, по которой ей смогут предложить газ из Венгрии и Словакии, и соответственно, значительно повышает ту цену, которую Украина (или перепродавцы для Украины) будет готова заплатить за газ на своей восточной границе. А что бы там Украина не заявляла, она является крупным потребителем российского газа (физического), пусть коммерчески он и числится проданным европейскими трейдерами. Т. е. сейчас, в нынешних обстоятельствах, у «Потоков» есть вполне разумное коммерческое и стратегическое обоснование.