Для создания, сохранения и развития демократии и федерализма в России требуются радикальные, но продуманные решения. Позволю себе тезисно сформулировать несколько идей.
Во-первых, отказ от президентской модели должен быть если и не одномоментным, то ограниченным конкретным временным промежутком и проходить по известному графику, любое отклонение от которого исполнительной властью должно трактоваться как преступление против демократии.
Во-вторых, скорейшая передача максимально возможного количества полномочий региональным и муниципальным органам власти упростит задачу по реформированию федеральной власти.
В-третьих, было бы правильно уйти и от самого слова «президент». К сожалению, адекватно воспринимать человека с этим титулом после 20 лет единоличного правления будет весьма затруднительно: какими бы полномочиями ни наделяла главу государства Конституция, он по инерции будет восприниматься значительной частью населения как потенциальный носитель высшей и абсолютной власти.
Высшее должностное лицо может называться просто «глава государства» или как-то еще, но важно, чтоб новое содержание имело и новое название. Это может показаться мелочью, но на самом деле в вопросах переустройства государства мелочей нет, а дьявол, как известно, кроется в деталях. Смена строя — это почти всегда и смена терминологии. Должность и название «президент» появились в СССР и РСФСР как символы радикального реформирования советского режима, и именно этот институт стал стержнем всей системы органов власти в России. Если мы мечтаем о демократической федеративной России, где нет места для узурпации и диктатуры, то надо серьезно подумать, стоит ли тащить в нее самый одиозный символ прошлого режима.
В-четвертых, важно найти для главы государства какие-то конституционные рычаги влияния на ситуацию, которые, с одной стороны, должны помогать ему ограничивать власть председателя правительства, с другой — не давать ему самому возможности стать узурпатором. Если избираемый парламентом глава правительства возглавляет всю федеральную исполнительную власть, то глава государства, избираемый всенародно, должен иметь широкие полномочия по контролю за соблюдением Конституции и законов и на федеральном, и на региональном уровне.
Как вариант, всенародно избираемый глава государства должен быть прежде всего главным правозащитником, гарантом Конституции с точки зрения не интересов государства, которые представляет правительство, а интересов граждан. Тогда выборы на эту должность обретут и новый смысл, и новую логику: глава государства — это не тот, кто дарит собачек и занимается геополитикой, а тот, кому можно и нужно жаловаться на произвол, чтобы получить от него и его аппарата конкретную помощь.
Возможно, глава государства должен возглавлять верховные судебные органы и именно через судебную систему влиять на исполнительную власть и обеспечивать независимость судов от чиновничьей иерархии.
Все это может вызвать возражения о недопустимости слияния ветвей власти. Но почему главу государства надо воспринимать именно как главу исполнительной власти? В конце концов, это просто традиция, оставшаяся от абсолютных монархий. Почему формальный глава государства не может быть прежде всего главой судебной власти и лишь в качестве дополнительной нагрузки исполнять немногие церемониальные функции — поздравлять граждан с Новым годом, принимать верительные грамоты у послов, вручать государственные награды, принимать отставку правительства и утверждать его новый состав? Исполнение этих обязанностей необременительно, зато подчеркнуло бы высокий статус и независимое положение судебной власти в России.
Особое внимание надо уделить повышению статуса Конституционного суда — возможно, как раз через усиление его веса в структуре государства за счет председательствования в нем всенародно избранного главы России. Случай Германии, где высочайший авторитет Конституционного суда позволяет ему существовать автономно и без прямого мандата от населения, едва ли окажется эффективным в нашей ситуации. Конституционный суд, лишенный связи с населением и заметной роли в системе государства, в России обречен быть тем, чем Конституционный суд был при Ельцине и окончательно стал в путинской России, — еще одним придатком исполнительной власти.
Наконец, важно помнить: ни в коем случае не стоит обдумывать будущее устройство российской власти только в свете существующих примеров организации государственных систем. В очередной раз хочется обратить внимание на то, что уже сейчас современные технологии позволяют проводить онлайн-референдумы по ключевым вопросам дешево, а значит — делать это можно регулярно. Таким образом, верховная власть в стране должна принадлежать непосредственно людям, и если в какой-то момент они в ходе прямого голосования заявят о недоверии главе государства или председателю правительства, те должны незамедлительно лишиться должности. Этот рычаг представляется самым важным и самым действенным, а все ветви власти должны быть ориентированы на то, что требования Конституции и прямые решения граждан подлежат безусловному и немедленному исполнению.
Если при переформатировании государственного устройства России мы пойдем традиционным путем и соорудим противоречивую и неустойчивую конструкцию из президента и председателя правительства, полномочия которых хоть в чем-то пересекаются, мы откроем путь для нового противостояния двух ветвей власти, которое рано или поздно кончится тем, что одна из них узурпирует всю власть.
Если окно возможностей откроется, давайте не будем наступать на старые грабли.