Начнем сразу с главного вопроса — кого стоит считать олигархами? Олигарх — это не просто крупный предприниматель, как многие думают, а бизнесмен, связанный с властью и получающий значительно доход именно от близости к власти, в том числе и через коррупционные связи. По сути, именно такие персоны в России и замечены в о владении крупнейшими СМИ и медиа-холдингами. Обычный крупный предпринимаешь в нормальной рыночной среде не заинтересован во владении СМИ — у него другой бизнес: ни Билл Гейтс, ни Элон Маск не занимаются созданием медиа.
Опасность участия во владении СМИ олигархами и государством очевидна: их ресурсы несопоставимы с возможностями любых других частных лиц и структур, а значит их вложения в СМИ создают заведомо нерыночную ситуацию. Частное лицо или группа лиц может день и ночь бороться за жизнь своего медиа-проекта, вкладывая в него свои или заемные деньги, но в гонке все равно победит СМИ с государственно-олигархическим финансированием: там будут выше зарплаты, лучше техническое обеспечение и никаких проблем с нежеланием потребителей платить деньги или заказывать рекламу — такие СМИ изначально дотационны и никаких доходов от них никто не требует. То есть, они могут демпинговая и на рынке рекламы тоже, уничтожая возможность для свободной конкуренции и там.
Положение частного СМИ в России вообще специфично: где границы вмешательства собственника в политику, не в смысле деклараций, а в практическом смысле? Как права журналистов могут быть защищены от требований того, кто платит им зарплату — учитывая работу судебной системы? Если СМИ работает ради выгоды — то оно зависит от позиции крупных рекламодателей, потому что если рекламодатели будут сторониться его, то собственник, если даже ему не позволено будет вмешиваться в деятельность редакции, просто прекратит финансирование и СМИ умрет. Если же СМИ изначально финансируются ради влияния на общество, то здесь тем более все просто: если некто готов вкладывать деньги для продвижения себя или своих идей, то он совершено точно не будет финансировать проект, который проповедует другие идеи.
Вся система СМИ в России нуждается в перезапуске и обновленному демократическому государству придется сыграть в этом значительную роль — и гарантируя им независимость, и создав условия для их автономного от власти и олигархии существования.
СМИ не должны рассматриваться как просто одна из форм бизнеса — если речь не идет про развлекательные, рекламные или нишевые издания и каналы. Если вернутся к тезису от СМИ как «четвертой власти» и необходимом компоненте для нормального существования демократического общества, то приравнять их к бизнесу и бесконтрольно отдать их в руки коммерсантов — это также нелепо, как отдать в руки частного бизнеса суды или исполнительную власть. Кивать на нынешнем положение дел на Западе — наивно: во-первых, там есть устоявшиеся репутации ряда СМИ, во-вторых — сложившиеся схемы функционирования независимых СМИ в условиях капитализма. Кроме того, нельзя забывать про сложившееся за два века законодательство о СМИ и независимую судебную систему, которая сформировалась в своем нынешнем виде именно под их влиянием. Прежде чем безусловно доверять российским судам защиту наших прав и свободы слова, хорошо бы чтоб они реформировались под тщательных контролем общества и независимых СМИ. Тоже самое касается и других ветвей власти.
Даже если допускать, что в каком-то светлом и прекрасном будущем СМИ в России станут обычным бизнесом, создание условий для такого положения дел возможно только после тотальной реформы всей системы власти в России, а не наоборот. Если же мы начнем с приватизации СМИ олигархическими группами, то скорее всего этим все и закончится — и существование независимых медиа, и независимой судебной системы, и самой демократии.