Один из самых популярных и кажущихся безусловно демократичными лозунгов — возвращение прямых выборов мэров и губернаторов. Между тем, необходимо понимать, что его реализация обернется исключительно проблемами — и в ближайшей, и в дальней перспективе.
Во-первых, наличие в одном регионе и всенародно избранного губернатора и всенародно избранных мэров городов (особенно столичного) неизбежно порождает конфликт в одни случаях и гегемонию губернатора в большинстве других. Конфликт в теории не так и плох, но по факту это чаще всего соревнование амбиции, которое вредит людям и развитию экономики, особенно с учетом того, кто реально может оказаться на этих постах.
Во-вторых, учитывая российские традиции единовластия и самодурства, лучше во всех случаях избегать ситуаций, где значительная власть оказывается в руках одного человека. Опыт предыдущих периодов учит, что оказавшись на вершине региональной или муниципальной пирамиды, политик чаще всего оставался на ней столь долго, сколько ему позволяли вышестоящие начальники и правоохранительные органы и очень быстро начинает создавать режим авторитарной власти на своем уровне.
По сути, обе проблемы сводятся к одной: где найти в регионах адекватных и вменяемых кандидатов в мэры и губернаторы после почти 20 лет насаждения культа единовластия, подхалимажа и попрание законов и демократических норм?
Выход из ситуации можно найти в отказе от звонких, но чреватых проблемами лозунгов, в пользу прагматичного и демократичного решения. Рациональнее повсеместно перейти к парламентской схеме формирования власти, то есть к такому порядку, когда вся власть на уровне муниципалитетов и регионов принадлежит собраниям депутатов, которые и выбирают подотчетного себе главу муниципалитета или регионального исполнительного органа. Исключение необходимо только для небольших населенных пунктов, где наоборот проще общим собранием выбирать одного человека и не создавать ненужный аппарат.
При такой схеме, губернатора логичнее назначать из центра для исполнения церемониальных и надзорных функции вместе с прокуратурой и другими органами.
Криминальные и околокриминальные группировки, зачастую сросшиеся с местной властью — это едва ли не самые дееспособные структуры во многих регионах России. Не стоит сомневаться, что в период турбулентности они попытаются взять власть в свои руки и надо честно себе признаваться, что в некоторых местах им это даже удастся. Поэтому пускать ситуацию в регионах на самотек нельзя ни в коем случае, иначе на выходе мы получим десятки и сотни «станиц Кущовских». Поэтому для формирования дееспособных органов власти на местах необходимо не просто недопуск к нему представителей политической элиты путинского времени, но и силовая поддержка новоизбранных органов, которым придется сталкиваться с сопротивлением криминальных и олигархических структур на местах.