Логика создания регионов с этнической привязкой имеет и еще одно измерение, вполне объективное: экономическую самодостаточность таких субъектов федерации. Если считать преобладание какого-либо этноса на данной компактной территории достаточным основанием для его выделения в отдельный субъект Федерации с предоставлением права создать развернутую систему политических органов власти, то должна ли Федерация дотировать его бюджет в ситуации, когда сам он не может себя обеспечить? Что важнее — право этносов на политическую автономию в составе России или же равноправие субъектов внутри Федерации? Почему более развитые в экономическом плане регионы, лишенные этнического титула, должны финансировать бурную этно-политическую жизнь в дотационных регионах? Представляется, что это противоречие — роковое для современного состояния России и рано или поздно оно станет поводом для бурных общественных дискуссий.
Впрочем, экономическая несамостоятельность характерна и для ряда неэтнических регионов. Нынешние границы субъектов Российской Федерации возникли вовсе не естественным путем, а были прочерчены советской бюрократией с учетом экономических реалий первой половины 20 века. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли считаться эти границы священными или их можно менять? И если менять — то как и по какому признаку? И что вообще такое — дееспособный субъект Федерации в 21 веке?
Во-первых, субъект федерации должен быть самодостаточным. Как минимум, он должен быть способен покрыть расходы на содержание своей транспортной и административной инфраструктуры собираемыми налогами. Существование малонаселенных субъектов федерации, вроде Ненецкого А О, где на 43 тысячи населения приходится полный комплект государственных органов, имеющихся в регионах с многомиллионным населением, представляется нонсенсом. Если смысл существования региона в сохранении ненецкого народа, то логичнее было бы повысить уровень самоуправления именно для ненецких населенных пунктов и территорий, на которых ведут хозяйство местные жители, а не объявлять автономией огромную малонаселенную территорию целиком.
Во-вторых, границы субъекта федерации должны быть логически и экономически объяснимы, в том числе и для жителей входящих в его состав муниципалитетов. Отдельная проблема — наличие мест компактного расселения одного этноса на территориях, юридически отнесенных к автономии другого (это особенно характерно для расселения татарского, башкирского и русского населения на территориях современных Татарстана, Башкортостана и окрестных регионов).
С точки зрения демократического устройства общества вполне логично, что каждый муниципалитет должен относится к тому региону, центр которого к нему ближе и пребывание в составе которого отвечает экономическим, логистическим и культурно-политическим интересам его жителей. Поэтому, прежде чем зафиксировать границы регионов в составе обновленной Федерации, неплохо бы провести местные референдумы и спросить жителей муниципалитетов, в каком регионе они сами хотят находиться. Но и тут надо понимать, что процесс добровольного размежевания чреват множеством местных конфликтов. С другой стороны, современные технологии коммуникации делают вполне жизнеспособной разветвленную систему анклавов и эксклавов, которые политически и культурно могут относиться к одному региону, а экономически и инфраструктурно — к другому.