Федор Крашенинников

писатель, журналист, общественный деятель
Демократическое государство и религиозные организации
Мнение
#Религия #Реформы #Внутренняяполитика
Взаимоотношения государства, религиозных организаций и общества в современной России едва ли можно охарактеризовать как гармоничные. В условиях трансформации власти в России и ее возвращению к демократическим принципам развития необходимо будет установить и новые отношения между демократическим государством и религиозными организациями. Но начать придется с нулевой точки, то есть вернуться к принципу отделения религиозной жизни от функций государства и зафиксировать его во всей полноте и без каких-либо оговорок и исключений.
Интересы гражданина — превыше всего
Демократическое государство должно строить свою религиозную политику точно также, как и любую другую — исходя из интересов своих граждан и создавая все условия для их личной свободы. Поэтому все религиозные организации должны быть уравнены в правах между собой и перед государством, а их внутренняя жизнь должна быть прозрачна и строиться прежде всего на соблюдении интересов каждого гражданина, а не структуры, в которую он добровольно вступает.

Деление религиозных организаций на «традиционные» и «нетрадиционные» очевидным образом ограничивает свободу граждан и государство должно раз и навсегда отказаться от использования такой формулировки в любых юридических документах, взяв за основу принцип равенства перед законом всех форм религиозной жизни (как и отказа от нее).

Естественно, демократическое государство ни в коем случае и никаким образом не должно финансировать религиозные общины из общественных фондов или создавать для них условиях особого благоприятствования.

Религиозные организации должны существовать исключительно за счет тех граждан, кто добровольно и сознательно к ним принадлежит и готов финансировать их деятельность. Все здания, которые используются религиозными организациями для своей деятельности, должны полностью содержаться ими за свой свет, а если речь идет о памятниках истории и культуры, то религиозные общины должны гарантировать их сохранность и содержание в изначальном виде и свободный допуск в них посетителей. Если община не имеет средств для содержания памятника — значит, он должен быть передан государству, музеефицирован или передан той общине, которая готова его содержать с соблюдением всех требований.
Община как основная правовая единица
Исходя из вышесказанного представляется правильным в новом законе о религиозных организациях четко и недвусмысленно прописать, что основной единицей в юридических взаимоотношениях любой конфессии и государства является местная община (приход), которая управляется ее членами через прозрачные демократические процедуры.

Если общины одной конфессии хотят объединяться в общегородские, региональные, межрегиональные или федеральные структуры — это их внутреннее дело и государство никак не должно регулировать этот вопрос, инициировать или поддерживать выстраивание каких-то «вертикалей» или признавать какие-то общины «неканоническими» потому что таковым их считают другие общины или структуры.

Финансовые взаимоотношения между местными общинами и конфессиональными структурами должны регулироваться ими самими и задача государства — лишь гарантировать гражданам возможность через суд защитить свои права, если их пожертвования будут украдены или использоваться не по назначению.

Максимальная передача всех финансовых и административных полномочий в общины приведет к гармонизации отношений между государством и религиозными структурами: в каждом конкретном случае взаимоотношения будут выстраиваться между фактически действующими самоуправляемыми общинами и демократически избранными органами власти, то есть между двумя группами граждан, живущих в данной конкретном месте.

Регистрация религиозных общин и групп должна быть добровольной и уведомительной, но ни в коем случае не разрешительной. Единственный смысл для религиозной группы регистрироваться — это ее желание вступить в какие-то юридические отношения с государством и обществом, например, получить помещение, землю, возможность участвовать в общественных благотворительных программах и так далее. Если религиозная группа не нуждается во всем этом — то у государственных и муниципальных органов нет причин интересоваться ее функционированием, кроме случаев ущемления прав конкретных граждан.

Никто не должен мешать гражданам отправлять свои религиозные нужды любым удобным им способом в частных помещениях или местах общего пользования (лесах, парках, кафе и т. д) если на них не поступают жалобы от других граждан или собственников.

Тоже самое касается и миссионерской деятельности: любой человек должен иметь право проповедовать свои религиозные взгляды в местах, пребывание в которых никак не регламентирована собственником или администрацией.
Религия и ее представительство в органах власти
Представляется, что основное противоречие в отношениях религии и общества следует искать в диспропорции межу реальными религиозными потребностями населения и навязываемым ему нынешними политическими элитами объемом и формой религиозного присутствия. Причины этого явления лежат далеко за пределами духовной жизни и скорее имеют отношения к политической идеологии и взаимовыгодному финансовому взаимодействию нынешнего руководства страны и ряда крупных ФПГ и религиозных структур, прежде всего Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП).

Сохранение подобной диспропорции в условиях реальной демократии невозможно и разрушительно. Говорить от имени гражданина и тем более что-то требовать от имени значительного количества граждан может только тот, кто через прозрачные и понятные процедуры был уполномочен на это самими гражданами. Поэтому необходимо разделить религиозную иерархию, которая во многих конфессиях выстраивается сверху вниз, и административную структуру конфессии, которая должна быть выстроена снизу вверх, опираясь на свободное волеизъявление граждан, состоящих в религиозных общинах.

Выступать от имени «миллионов верующих» могут или всероссийские съезды с делегатами от местных общин, или уполномоченные этими съездами люди. То есть, государство может взаимодействовать с религиозным иерархом только тогда, когда его уполномочил на общение с органами власти демократически избранный прихожанами орган (муниципальный, региональный или федеральный). Все основное взаимодействие должно происходить с на муниципальном уровне, с уполномоченными прихожанами лицами по поводу узкого круга хозяйственных, организационных и юридических вопросов.

На всех уровнях представляется правильным устанавливать реальный уровень религиозности граждан через прозрачные демократические процедуры, а не считать позицией населения высказывания никем не избранных иерархов или резолюции всевозможных общественных организаций и самоназначенных «всемирных русских народных соборов».

Никто не может и не должен запрещать религиозным людям участвовать в политике и оказывать влияние на нее. Но уровень влияния религии на политическую и общественную жизнь должен определяться на выборах, то есть через избрания в органы власти депутатов, публично и открыто разделяющих конфессиональные ценности.
Здравоохранение и образование
Государство не должно вмешиваться в деятельность каких бы то ни было религиозных групп, если только их деятельность не ограничивает права и свободы граждан, не угрожает их жизни и здоровью. Поводом для вмешательства могут быть жалобы граждан и обращения социальных служб по поводу конкретных фактов нарушения прав и свобод человека и прежде всего несовершеннолетних граждан.

Важная задача демократического государства — обеспечить соблюдение прав меньшинств, в том числе и религиозных диссидентов. Любой человек должен иметь право покинуть любую религиозную общину и примкнуть к любой другой или остаться вне религии ничем не рискуя и не подвергаясь опасности быть преследуемым.

Отдельный вопрос — обеспечение прав несовершеннолетних граждан на получение базового светского образования и возможности для них духовно самоопределиться в сознательном возрасте.

Государство обязано гарантировать своим гражданам возможность получения только стандартного светского образования, нейтрального к какой-либо религиозной агитации. В стенах государственных образовательных учреждений никакая религиозная индоктринация ни под каким видом не должна допускаться и даже преследоваться как нарушение прав неверующих и инаковерующих граждан.

В тоже время, каждый человек должен иметь право получить религиозное образование в соответствии со взглядами своей конфессии и дать такое образование своим детям. Но получение религиозного образования должно оставаться частным, семейным делом и заботой религиозных общин, вольных создавать любые образовательные структуры — за свой счет, на арендуемых или купленных для этих целей объектах.

В рамках частных образовательных учреждений возможно существование общеобразовательных школ с религиозным уклоном, при условии, что их ученики обязательно получают в том числе и гарантированный государством объем знаний.

Большая тема — нарушение прав граждан на лечение. Государство обязано гарантировать своих гражданам, особенно несовершеннолетним, получение всей возможной медицинской помощи безотносительно позиции родителей или опекунов по данному вопросу. Препятствие в получении медицинской помощи должно быть приравнено к сознательному нанесению вреда здоровью, но нести ответственность за него должны конкретные люди, а не общины и религиозные группы.