Во-первых, демократическое государство должно официально и однозначно провозгласить конечную цель своей политики в медийной сфере: перестать владеть и управлять СМИ в любой форме и на любом уровне. Прямой запрет на владение и управление медийными ресурсами государством и любыми органами власти должен быть внесен в конституцию, чтоб ликвидировать саму возможность для воссоздания машины агитации и пропаганды в будущем
Во-вторых, необходимо полностью сменить парадигму взаимоотношений власти и СМИ. Демократическое государство должно не просто декларировать свою заинтересованность в существовании и развитии независимых общественно-политических СМИ, но и быть обязанным поддерживать их и помогать им. Для возрождения федерализма, как уже было сказано выше, не просто желательны, но и прямо необходимы мощные региональные медиа-структуры, способствование воссозданию или созданию с нуля которых следует считать обязанностью демократической власти и в центре и на местах.
Надо отдавать себе отчет, что местные власти, привыкшие за многие годы ориентироваться на Москву и игнорировать мнение населения, едва ли заинтересованы в контроле над собой со стороны независимых СМИ, и тем важнее обеспечить их появление и функционирования даже в самых проблемных регионах.
Государство не должно относится к изданию общественно-политических СМИ как к обыкновенному бизнесу или даже как частному случаю коммерческих медиа— это порочный путь, который создает неблагоприятную почву для существования «четвертой власти». Общественно-политические СМИ должны восприниматься государством в первую очередь как необходимый для существования демократии институт, как формы гражданской активности, а уж потом — как хозяйственные структуры. Законодательство должно предусматривать возможность существования СМИ в форме товариществ, то есть когда собственниками являются сотрудники и они сами выбирают редакцию и определяют политику. По сути, это должна быть самая удобная, выгодная и потому основная форма для существования большинства общественно-политических СМИ в России: пусть лучше возникнут тысячи небольших, но независимых и самоуправляемых медиа-проектов, чем рынок снова поделят несколько крупных игроков. Возможно, стоит законодательно затруднить формирование и функционирование крупных медиа-холдингов, чтоб сохранять широкие возможности для выхода на рынок все новых и новых проектов.
В-третьих, помимо правовой базы для существования и развития независимых СМИ, демократического государство должно обеспечивать и материальную базу для их существования. Если организация не занимается никакими другими проектами кроме издания некоммерческих общественно-политических медиа — она должна иметь возможность существовать в максимально возможном льготном налоговом режиме, пользоваться поддержкой всех государственных и муниципальных органов.
По сути, единственный способ обеспечить некоммерческие СМИ ресурсами для существования и развития, особенно на первых порах — это обязать государственные, региональные и местные органы власти распределять часть бюджетных денег между всеми некоммерческими СМИ через систему открытых и гласных тендеров.
Отдельная большая задача — инициировать и создать благоприятные условия для создания и работы в России всевозможных частных и общественных фондов, которые бы ставили своей основной задачей помощь независимым СМИ. Для запуска процесса все те суммы, которые тратятся государством на содержание СМИ, можно отправить как раз на формирование общественных фондов, которые и профинансируют создание новых и развитие уже существующих СМИ, и прежде всего — региональных.
Возвращаясь к началу, хочется еще раз подчеркнуть: помощь государства независимым СМИ, даже если речь идет о ресурсных вложениях и льготах, ни в коем случае не должна быть скрытой формой владения или контроля, рассматриваться как подачки или добрая воля со стороны отдельных чиновников или структур, делающих журналистов обязанными быть благодарными или занять какую-либо позицию. Помощь работе СМИ — это обязанность демократического правового государства, а гарантию независимости прессы должна обеспечивать работающая судебная система, безусловно и принципиально стоящая на страже прав и свобод человека.