Насколько российская власть 90-х годов была неидеологизированой — это отдельный вопрос. Скорее надо говорить о ее полном провале в сфере идеологического конструирования. Теоретически, тогдашняя политическая элита вроде бы придерживалась либеральных и демократических ценностей и ратовала за главенство прав человека и прочие хорошие вещи. В то же самое время, политические практики, применяемые властью, зачастую были не столь либеральны и демократичны. Именно на контрасте риторики и практики тогдашних властей, усиленном тяжелым экономическим положением населения, слова «либерал» и «демократ» приобрели негативную коннотацию.
Понимание демократии политической элитой тех лет полностью описывается едкой фразой «демократия — это когда у власти демократы», при чем «демократы» — это не убежденные сторонники демократических ценностей, а те, кто сам себя таковым провозгласил и прежде всего конкретные чиновники и близкие к ним люди.
Никакой осмысленной просветительской работы с населением тогда не велось, что и создало тот самый идеологический вакуум, о котором так любят рассуждать адепты сегодняшней российской власти. Активная работа в России иностранных просветительских организаций (например, того же фонда Сороса) хоть и принесла свои плоды, но стала и важнейшим козырем в руках реваншистов: получалось, что либеральные ценности насаждались в России иностранцами, что позволяло маркировать их как «западные» и «чуждые».
Неспособность руководства России в 90-е годы сформулировать позитивную повестку дня и сформировать привлекательную для оказавшегося в тяжелом экономическом положении населения проевропейскую, либеральную и демократическую идеологию, обернулось множество проблем. Очень может быть, что идеологи ельцинского режима искренне полагали, что пресловутая «рука рынка» все расставит на свои места и в сфере идеологии, а коммунисты и реваншисты сами рано или поздно себя дискредитируют и сойдут с политической сцены. Но почему-то кажется, что о таких материях тогда не думали вовсе или же пустили ситуацию на самотек. Во всяком случае, полный контроль над телевидением, которое тогда было важнейшим средством массовой информации, и отказ предоставлять трибуну критикам режима никак не отражались на электоральных показателях тогдашних «партий власти» («Выбор России» и «Наш дом — Россия»).
Говоря по правде, ельцинская власть всегда проигрывала выборы по партийным спискам и сохраняла относительный контроль за парламентом только за счет циничного сговора с вождями думской оппозиции и «независимыми» депутатами, большинство которых в силу разных причин предпочитало поддерживать власть.
За все годы официально провозглашаемой на уровне первых лиц государства приверженности общечеловеческим ценностям, свободе и демократии в России так и не появился мощная либеральная партия, а все попытки вывести на политическую сцену провластные силы опирались или на очень рыхлый идеологический базис (как «Выбор России») или обходились вообще без такового, выступая «за все хорошее» и прикрываясь брендом «центризма» («Наш дом — Россия»).
Еще хуже обстоят дела с партиями, прямо провозглашавшими либеральные ценности. Достаточно посмотреть на кадровый состав местных и центральных органов СПС и «Яблока» в конце 90-х и отследить дальнейшие карьеры ряда персонажей, чтоб понять: ставка делалась не на людей с убеждениями, а на циничных приспособленцев и карьеристов. Удивительно ли, что многие из них до сих пор заседают в Госдуме?
По сути, вялость и непоследовательность государственной идеологической политики вкупе со слабым гражданским обществом и неспособностью со стороны НКО взять на себя работу с населением обернулось спокойным отношением большей части граждан к ликвидации или ущемлению многих прав и свобод, незыблемость которых провозглашалась властью же все 90-е годы.