Интерес путинского государства к казачьему движению легко объяснить желанием власти контролировать любые организации, особенно полувоенные. Но можно увидеть и сознательное желание сформировать «засадные полки», которые окажутся подмогой власти в случае общественных волнений. Свой интерес есть и у РПЦ, которая за государственный счет формирует и содержит сеть специфических мужских религиозных братств, активно используемых для охраны религиозных мероприятий и объектов.
Как поведут себя казачьи организации и их члены в условиях смены режима, демократизации и либерализации общественной жизни? Как не сделать всех казаков врагами новой власти и не позволить превратить казачьи структуры в цитадели реваншистов, но при этом ввести казачество как явление в общее для всех правовое поле современного государства?
Прежде всего необходимо отделить казачество от государства, полностью отказаться от какого-либо государственного регулирования казачества как такового и свернуть все программы государственной поддержки любых проектов, так или иначе связанных с казачеством. Все государственные органы, как на уровне федерации, так и на местах, занимающиеся вопросами казачества, должны быть упразднены и расформированы.
Необходимо зафиксировать принципиальную позицию власти: никакого единого, единственного и обладающего особым статусом казачества для государства не может существовать в принципе. Государство будет иметь дело только с отдельными гражданами и их законно созданными объединениями. Если какие-то граждане хотят называться казаками и создавать казачьи организации — это их право, но таких организаций может быть сколько угодно, и все они должны быть равны в правах и возможностях. Признавать какую-то из казачьих организаций более правильной так же неконституционно, как ранжировать религиозные конфессии по принципам истинности их веры. Никакого особого закона «о казачестве» не может существовать, как не может существовать закона о дворянстве или о филателистах.
Соответственно, нужно требовать от общественных организаций соблюдения общих для всех правил. Например, всем общественным организациям должно быть запрещено использовать военные звания, совпадающие с военными званиями в силовых структурах государства, погоны и другие знаки отличия, совпадающие до степени смешения с используемыми государством. То же касается и военной формы: костюмы, используемые общественными организациями, могут быть какими угодно, но использование любых вариантов современной военной формы должно быть категорически запрещено.
Особняком стоит вопрос о всевозможных казачьих классах, школах и училищах. С одной стороны, государство ни в коем случае не должно содержать никакие образовательные учреждения, насаждающие определенную идеологию, отличную от ценностей демократического федеративного светского республиканского государства. С другой стороны, всем желающим изучать специфические образовательные дисциплины и курсы, выходящие за рамки исторического краеведения, должно быть предоставлено право делать это — но за свой счет или за счет общественных организаций и благотворительных фондов, параллельно с получением базового образования.
Общее направление государственной политики по казачьему вопросу должно совпадать с общим вектором развития России как демократического правового государства, которое не отходит от принципиальной позиции: все граждане равны перед законом, а внутренние правила и стандарты общественных организаций (как и конфессий) могут распространяться только на их членов и только в случае добровольной готовности им подчиняться. Демократическое государство должно охранять как право любого гражданина считать себя казаком, так и право считать казачество рядовой общественной организацией, не имеющей к нему никакого отношения, не финансировать их из своих налогов и не признавать их внутреннюю иерархию.