Россия могла бы предложить Украине выплатить компенсацию за полуостров, но данное предложение наверняка будет отвергнуто украинскими политиками по внутриполитическим соображениям. Санкции в отношении Крыма не будут отменены. Ситуация на востоке Украины решается путем предоставления украинским властям доступа к восточной границе с Россией и введения международных миротворцев для предотвращения эксцессов со стороны украинских военных по отношению к местному населению. Новый президент может достаточно легко принять это решение, поскольку нет проблемы «потери лица» и личной ответственности за произошедшее, что связывает руки Владимиру Путину. Эти шаги дадут возможность снять секторальные санкции в отношении финансового и энергетического секторов (статья 223).
В Сирии интересы США и РФ сходятся в пункте борьбы с терроризмом, и даже сейчас идет обмен информацией между спецслужбами о российских и американских гражданах, которые воюют на стороне ИГИЛ и потом возвращаются на родину. Различаются подходы в отношении Башара Асада. США считают, что его жестокость в подавлении волнений радикализирует людей и является источником терроризма; власти РФ убеждены, что он способен справиться с проблемой. Реальной выгоды от поддержки этого лидера для России нет, сохранение там существенного военного контингента может привести к «Сирийскому синдрому» среди бывших военных по аналогии с Афганским в 1980-е. Эту поддержку разумно обменять на отмену санкций в отношении российского ВПК (статья 234).
Также следует отметить проблему с коррупцией и правами человека в России. Статьи 227 и 228 закона «О противодействии американским противникам с помощью санкций» предусматривают санкции для лиц, участвующих в такого рода преступлениях. Ремарка для тех, кто не следит пристально за американским законодательством: статья 228 представляет собой более широкую версию «закона Магнитского», этот закон вводил санкции в отношении лиц, причастных к его гибели, данная же статья дает полномочия Управлению контроля зарубежных активов Министерства финансов США вводить санкции в отношении любых нарушителей прав человека в нашей стране. Для снятия этих санкций необходимо провести судебную реформу. Следует установить жесткие квалификационные требования к судьям. Бывшие секретари судов с заочным образованием не должны составлять костяк судейского корпуса. Федеральные судьи должны назначаться Советом Федерации Р Ф после публичных слушаний по представлению президента РФ. Аналогичная модель действует в США. Даже сейчас, при условии полного контроля республиканцев над всеми ветвями власти, в ходе публичных слушаний
отметаются неквалифицированные кандидаты наподобие Мэттью Петерсена. Кроме того, дела между судьями должны распределяться по жребию. Председатели судов должны быть лишены этого права, которое ставит рядовых судей в зависимость от начальника.
Принятие вышеуказанных мер позволит снять большую часть санкций США, за исключением их крымской составляющей, что вернет Россию в круг цивилизованных стран. Дальнейших уступок от России никто не ожидает; напомню, Курт Уолкер, спецпредставитель США по Украине,
заявил, что скорого решения проблема Крыма не имеет.
Ориентиром для нас может служить опыт Соединенного Королевства после распада империи. Упор был сделан на «мягкую силу» и культурное влияние на элиты через образование. Высшее образование является одной из заметных статей экспорта этой страны (в системе национальных счетов деньги, которые иностранные студенты платят за свое обучение, рассматриваются как экспорт образования). Попытки сохранить/вернуть оперативный контроль над политической ситуацией тех или иных территорий, которые предпринимает Владимир Путин, опираясь на имперские фантомные боли части населения, лишь наносят ущерб экономике страны, которая стагнирует последние 10 лет.