Сергей Костяев

докторант Университета Ратгерса, США
Путем полковника Каддафи: как России выстроить отношения с США, чтобы избежать ливийского сценария
Мнение
#внешняяполитика
России необходимо принять ряд шагов по нескольким направлениям, чтобы снять большую часть санкций, кодифицированных в законе США «О противодействии американским противникам с помощью санкций». Санкции ограничивают доступ к мировым рынкам капитала и технологиям, без чего немыслимо развитие страны. Многие могут воспринять нижесказанное как серию односторонних уступок, но нужно отдавать себе отчет, что сохранение текущей политики означает и сохранение санкций. Более того, в следующем месяце может быть принято решение о расширении санкций в отношении российских олигархов (статья 241) и даже российского государственного долга (статья 242) после соответствующего доклада администрации Трампа Конгрессу США.
Внешняя политика и национальные интересы должны исходить из идеи примата экономики. Попытки руководства СССР поставить внешнюю политику во главе угла с идеей противостояния США привели к перенапряжению сил (80% экономики СССР составлял ВПК со смежными отраслями) и краху страны. Потакая чувству ущемленной национальной гордости россиян после поражения в холодной войне и распада СССР (оно типологически схоже с настроениями немцев после поражения в Первой мировой войне), Владимир Путин предпринимает тщетные и довольно неуклюжие попытки контролировать те или иные территории, что не приносит видимой политической выгоды, но наносит существенный ущерб экономике страны. Доля России в мировом ВВП по паритету покупательной способности в прошлом году составила 3,16%, а США — 15,29%, ЕС — 16,47%. Мы не можем игнорировать санкции западных стран.
Россия в своем политическом развитии все больше выходит на траекторию Ливии.
Историю Ливии при Каддафи можно разделить на два этапа: Ливийская Арабская Республика (1969−1977) и Джамахирия (1977−2011). Если говорить о первом этапе в самых общих чертах, тогда Каддафи занимал пост премьер-министра с опорой на политическую партию «Арабский социалистический союз». Постепенно произошла трансформация, в ходе которой он провозгласил себя «лидером революции», а правительственные институты были заменены «народными комитетами». В нашей стране идет аналогичный процесс разрушения институтов. Не исключено, что Владимир Путин останется у власти и после 2024 года путем изменения Конституции. Схожи даже детали: история с MH17 напоминает взрыв «Боинга» над Локерби. Ливийский полковник признал вину, учредил фонд для выплаты компенсаций родственникам погибших, начал восстанавливать отношения с внешним миром, но атрофия политических институтов зашла столь далеко, что вирус «арабской весны», который смогли перенести многие страны Ближнего Востока, оказался смертельным для Каддафи. Может ли Россия свернуть с ливийского пути?

Основная ошибка внешней политики Бориса Ельцина и Владимира Путина — осколки имперского мышления и непонимание тенденций мирового развития. Расширение НАТО на восток, не представлявшее реальной угрозы России хотя бы в силу наличия у нашей страны ядерного оружия, испортило российско-американские отношения. Фундаментальное исследование историка Мэри Саротте, основанное на большом архивном материале и ряде интервью, показывает...
у Михаила Горбачева не было возможности противостоять расширению НАТО после объединения Германии
(ситуация, при которой западная часть страны является членом НАТО, а восточная нет, абсурдна, и гарантий нерасширения НАТО ему никто не давал). Что действительно мог сделать Горбачев, так это потребовать значительно большую сумму от Гельмута Коля. Горбачев получил деньги лишь на вывод войск и их обустройство на родине, тогда как внутренние документы показывают, что немцы были готовы заплатить намного больше.

Экономическое развитие в современном мире обеспечивается не контролем над теми или иными территориями и природными ресурсами, а прежде всего технологиями и человеческим капиталом. Простой факт: в конце прошлого года капитализация Apple, лидера американской экономики, достигла астрономических $ 900 млрд, тогда как капитализация «Роснефти» ненамного превышает $ 60 млрд.

Представим на несколько минут, что у нашей страны другой президент.

Одна из ключевых проблем в российско-американских отношениях — вмешательство Кремля в выборы президента США в прошлом году. Важная ремарка: сами по себе
«активные меры» проводились еще советскими спецслужбами, но тогда они не имели существенного эффекта
на выборы из-за низкой популярности левой идеологии в США. Впрочем, среди ряда левых общественных деятелей США отдельные фейковые новости вроде нетрадиционной ориентации директора ФБР Эдгара Гувера до сих пор пользуются доверием. В 1968 году Служба «А», специальное подразделение, занимавшееся «активными мерами», пыталась поддерживать кандидата Хьюберта Хамфри, в 1976 году она активно противодействовала кандидату Генри Джексону.

Нынешняя дезинформационная кампания с позиции правового популизма попала на благодатную почву, долгие годы культивируемую Fox News, Breitbart и другими американскими СМИ. Новому президенту России необходимо признать факт проведения «активных мер», а часть инструментария — Russia Today и Sputnik — продать частным инвесторам или, в случае их отсутствия, ликвидировать. Так ли уж страшна приватизация СМИ, в том числе зарубежными инвесторами? Напомню, что австралийский медиамагнат Руперт Мердок владеет Fox News, The Wall Street Journal и вполне встроен в американскую систему. Критика леволиберального мейнстрима с позиции правого популизма для него простая маркетинговая стратегия, которая обеспечивает просмотры и клики. Важен не факт владения, а принятие правил игры и следование общепринятым профессиональным стандартам редакционной политики (представление разных точек зрения на проблему и т. п.)

Также необходимо начать переговоры о соглашении в сфере кибербезопасности. В ходе слушаний в Конгрессе США в прошлом году неоднократно поднимался вопрос о подобном соглашении, американцы явно готовы к началу диалога по такому документу. Процесс верификации исполнения договора, очевидно, намного более сложен, чем в случае с стратегическими ядерными вооружениями, но двигаться в этом направлении необходимо. Это позволит снять санкции по статье 224 вышеупомянутого закона.

Следующая проблема — политика России в отношении Украины. США как одни из подписантов Будапештского меморандума не могут проигнорировать действия Кремля на Украине, иначе система гарантий безопасности в других регионах (например, американский щит для Японии и Южной Кореи) может быть разрушена. Проблема Крыма не имеет реалистичного решения, этот замороженный конфликт сохранится на десятилетия, подобно российско-японскому территориальному спору вокруг Курильских островов.
Новый референдум о статусе Крыма теоретически можно провести, но его легитимность будет все равно под вопросом, поскольку многие противники присоединения к России уже покинули эту территорию.
Россия могла бы предложить Украине выплатить компенсацию за полуостров, но данное предложение наверняка будет отвергнуто украинскими политиками по внутриполитическим соображениям. Санкции в отношении Крыма не будут отменены. Ситуация на востоке Украины решается путем предоставления украинским властям доступа к восточной границе с Россией и введения международных миротворцев для предотвращения эксцессов со стороны украинских военных по отношению к местному населению. Новый президент может достаточно легко принять это решение, поскольку нет проблемы «потери лица» и личной ответственности за произошедшее, что связывает руки Владимиру Путину. Эти шаги дадут возможность снять секторальные санкции в отношении финансового и энергетического секторов (статья 223).

В Сирии интересы США и РФ сходятся в пункте борьбы с терроризмом, и даже сейчас идет обмен информацией между спецслужбами о российских и американских гражданах, которые воюют на стороне ИГИЛ и потом возвращаются на родину. Различаются подходы в отношении Башара Асада. США считают, что его жестокость в подавлении волнений радикализирует людей и является источником терроризма; власти РФ убеждены, что он способен справиться с проблемой. Реальной выгоды от поддержки этого лидера для России нет, сохранение там существенного военного контингента может привести к «Сирийскому синдрому» среди бывших военных по аналогии с Афганским в 1980-е. Эту поддержку разумно обменять на отмену санкций в отношении российского ВПК (статья 234).

Также следует отметить проблему с коррупцией и правами человека в России. Статьи 227 и 228 закона «О противодействии американским противникам с помощью санкций» предусматривают санкции для лиц, участвующих в такого рода преступлениях. Ремарка для тех, кто не следит пристально за американским законодательством: статья 228 представляет собой более широкую версию «закона Магнитского», этот закон вводил санкции в отношении лиц, причастных к его гибели, данная же статья дает полномочия Управлению контроля зарубежных активов Министерства финансов США вводить санкции в отношении любых нарушителей прав человека в нашей стране. Для снятия этих санкций необходимо провести судебную реформу. Следует установить жесткие квалификационные требования к судьям. Бывшие секретари судов с заочным образованием не должны составлять костяк судейского корпуса. Федеральные судьи должны назначаться Советом Федерации Р Ф после публичных слушаний по представлению президента РФ. Аналогичная модель действует в США. Даже сейчас, при условии полного контроля республиканцев над всеми ветвями власти, в ходе публичных слушаний отметаются неквалифицированные кандидаты наподобие Мэттью Петерсена. Кроме того, дела между судьями должны распределяться по жребию. Председатели судов должны быть лишены этого права, которое ставит рядовых судей в зависимость от начальника.

Принятие вышеуказанных мер позволит снять большую часть санкций США, за исключением их крымской составляющей, что вернет Россию в круг цивилизованных стран. Дальнейших уступок от России никто не ожидает; напомню, Курт Уолкер, спецпредставитель США по Украине, заявил, что скорого решения проблема Крыма не имеет.

Ориентиром для нас может служить опыт Соединенного Королевства после распада империи. Упор был сделан на «мягкую силу» и культурное влияние на элиты через образование. Высшее образование является одной из заметных статей экспорта этой страны (в системе национальных счетов деньги, которые иностранные студенты платят за свое обучение, рассматриваются как экспорт образования). Попытки сохранить/вернуть оперативный контроль над политической ситуацией тех или иных территорий, которые предпринимает Владимир Путин, опираясь на имперские фантомные боли части населения, лишь наносят ущерб экономике страны, которая стагнирует последние 10 лет.