Концентрация медиаактивов в руках власти и аффилированных с властью компаний и частных лиц характерна для всех авторитарных режимов. Однако ошибочно полагать, что проблемы концентрации медиа собственности испытывают только недемократические страны. Конечно, в устойчивых демократиях речь не идет о прямом государственном контроле и ограничивающих свободу СМИ законах. Здесь проблема в другом: проводимая в некоторых западных странах в последние десятилетия неолиберальная политика дерегулирования привела к доминированию на рынках этих стран нескольких крупных медиагрупп, что негативно сказывается на индексах плюрализма и создает угрозу того, что значительная часть СМИ отражает интересы своего «патрона», а не гражданского общества.
В 1983 году в США 50 компаний
контролировали 90% американских медиа, но уже к концу 2006 года на рынке
доминировали всего 8 медиагигантов, а к 2011 году их число сократилось до 6. Итогом такой медиаконсолидации стало доминирование СМИ либеральной направленности, в то время как условно консервативные крупные медиа оказались в подавляющем меньшинстве. Это видно и из привычек в медиапотреблении американцев: так,
согласно опросам, демократы используют для получения информации разные источники, нет четкого «центра притяжения», в то время как 47% убежденных республиканцев отдают предпочтение Fox News.
Республиканцы меньше доверяют мейнстрим-СМИ (это устойчивая тенденция, а не результат нападок Трампа на либеральные СМИ) и
считают, что они предвзяты и поддерживают только одну сторону (87%). Среди демократов, кстати, этот показатель в последнее время тоже достаточно высок — 53%. Снижение доверия традиционным американским СМИ как побочный продукт высокой медиаконсолидации ведет к тому, что в среде американцев зарождается запрос на альтернативные источники информации. И здесь на арену выходят российские пропагандистские СМИ типа RT, нишевые крайне правые онлайн издания и многочисленные производители конспирологических теорий. И Трамп. Вряд ли такой итог можно назвать удачным.
С подобными проблемами сталкиваются и другие страны, в том числе и подобно России прошедшие через посткоммунистический период приватизации СМИ. Долгие годы пример Чехии казался успешным: отличные показатели во всевозможных индексах свободы прессы, многообразие качественных изданий, высокий индекс общественного доверия, отсутствие ограничений на иностранное владение СМИ. Однако к 2008 году около 80% чешских изданий контролировались зарубежными инвесторами (в основном германскими группами). На фоне экономического кризиса 2008 года эти активы перестали выглядеть столь привлекательно и постепенно зарубежные инвесторы ушли с рынка. В 2015 году чешский рынок покинула последняя не чешская крупная медиагруппа — Verlagsgruppe Passau. Уходя с чешского рынка, западные инвесторы перепродали свои доли влиятельным местным миллиардерам. В итоге высокая концентрация СМИ оказалась в руках нескольких «олигархов», и они не преминули воспользоваться представившимися возможностями для продвижения своих экономических и политических интересов.
В дрейфующей к авторитаризму Венгрии большинством СМИ также владеют местные олигархи, имеющие неформальные связи с действующей властью или другими политическими фигурами.
Отчет по заказу Европарламента оценивает долю политически аффилированных медиакопаний в Венгрии в более 50%. Такой же уровень наблюдается в Болгарии, Румынии и Польше. Во всех этих случаях также наблюдается высокая концентрация медиаресурсов в руках очень ограниченного числа владельцев. Проблема практически универсальна, и Совет Европы еще в 2007 году рекомендовал странам-участницам ограничить «влияние, которое отдельный человек, компания или группа может иметь в одном или более медиасекторе».
Примеры западных стран показывают, что возможность концентрации большой доли медиаактивов в одних руках всегда теоретически может привести к тому, что их собственник начнет продвигать через них свои цели. Сегодня, допустим, 40% рынка печатной прессы находятся в руках владельца, чтущего принципы свободы прессы, а завтра он по какой-то причине продает активы тому, у кого могут быть совсем другие взгляды на свободу, демократию, журналистскую этику и т. д. Поэтому, рассуждая о том, каким должен быть закон о СМИ в демократической России будущего, необходимо учесть и эту проблему.