Главным результатом «Реформы Козака» стало усиление роли председателей судов практически во всех вопросах, связанных с деятельностью судей. И это единодушно признают одной из главных проблем судебной системы России как представители науки, так и представители юридического сообщества. При этом сама реформа официально такой цели перед собой не ставила.
До 2001 года председатели федеральных судов назначались на должность в общем для всех федеральных судей порядке и на равных условиях, в том числе и по сроку их полномочий (за исключением судей районных судов, назначенных впервые) — он не был ограничен. После реформы срок полномочий председателей федеральных судов и их заместителей (за исключением Конституционного и Верховного Судов РФ) был ограничен 6 годами и количеством сроков подряд — не более двух.
Существенно были расширены и функции председателя суда. В области назначения и продвижения судей по карьерной лестнице он получил право накладывать «вето» на решение квалификационной коллегии судей (ККС) по выбору кандидата в судьи, оспорить которое могут лишь не менее 2/3 голосов членов коллегии. Он же затем представляет выбранного кандидата для назначения председателю ВС РФ (за исключением судей ВС РФ), а тот — президенту. Кроме того, характеристика от председателей стала обязательным атрибутом конкурсов на место судьи в вышестоящем суде.
Председатель стал непосредственным участником процедуры наказания судей: вносит представления в ККС о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, проводит в отношении них проверки на наличие дисциплинарного проступка, обжалует решения коллегии в случае несогласия с ним в Дисциплинарную коллегию ВС РФ.
Председатель получил право распределять дела между судьями, определять их специализацию и непосредственно премировать судей по итогам работы. Функция вознаграждения судей появляется у него по согласованию с президиумом суда, состав которого во многом он сам и определяет.
В итоге, в настоящее время именно от председателя суда в большей степени зависит и назначение лица на должность судьи, и условия его работы, и карьерное будущее, в том числе прекращение полномочий.
О том, что значит председатель суда в судебной системе России, красноречиво говорит и статус председателей высших судов (КС и ВС РФ), а в особенности председателя Верховного Суда Р Ф. Так, срок пребывания в должности судьи для них не ограничен предельным возрастом в отличие от «рядовых» судей (70 лет) или количеством сроков в отличие от председателей иных судов (два срока подряд). Следовательно, они могут занимать свою должность и сопутствующую должность судьи либо до момента своей кончины, либо до момента, когда у президента, определяющего кандидатуры председателей высших судов, кончится желание сохранять их пожизненное судейство.
К слову, несмотря на участие в процедуре их назначения Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) и Совета Федерации, бесспорно, именно президент РФ, предлагающий кандидатуру председателя, играет в данном вопросе решающую роль. Также к факторам существенного влияния главы государства на председателей высших судов РФ можно добавить установление их должностного оклада и определение порядка государственной охраны.
Такая зависимость председателей высших судов от президентской власти расходится волной по всей вертикали судебной системы: ведь именно председатель ВС РФ рекомендует лиц на должности судей всех федеральных судов в России. Как отмечала советник председателя Конституционного Суда Р Ф, доктор юридических наук, профессор Тамара Морщакова, «господство судебной бюрократии выгодно политическому руководству, тем более что установлена прямая зависимость председателей и заместителей председателей всех судов, начиная с районного, от президентской власти».
Зависимость судей от председателя высшего суда проявляется и в вопросах их отставки. Он вправе вносить в ВККС представления о лишении полномочий как судей ВС РФ, так и других федеральных судей субфедерального уровня, А в случае несогласия с решением любой квалификационной коллегии вправе обжаловать их решение в Дисциплинарную коллегию ВС РФ, которая формируется по его же представлению из судей его же суда.
Таким образом председатель ВС РФ может добиться лишения должности судьи любого федерального суда вне зависимости от мнения ККС. Из лица, представляющего судебную систему России и возглавляющего высший суд, председатель ВС РФ превратился в своеобразного «верховного судью», надзирающего за судьями нижестоящих судов и «карающим» при несоответствии их работы его представлениям о должном. Сходным является и положение дел на нижних уровнях судебной системы.
В итоге, над судьёй каждого федерального суда в России висит своеобразный «дамоклов меч», а иногда и не один: в лице председателя своего суда, а также председателя ВС РФ. При этом над головой председателей судов, в том числе ВС РФ, есть свой «меч» — в лице президента. Налицо состоявшаяся жестко-централизованная система судебной вертикали.
Подобная ситуация в судебной системе противоречит большинству международно-правовых документов, участницей принятия которых является Россия, в том числе Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Они провозглашают независимость судебной системы в качестве основополагающего принципа, обязательного для реализации стран-участниц.
В общем-то, даже Конституцией России устанавливается принцип независимости суда от чьего бы то ни было влияния, в том числе влияния, исходящего изнутри судебной системы. При этом судьи — как носители судебной власти, наделённые публичной функцией осуществления правосудия, — между собой обладают единым статусом, вытекающем из общеправового принципа равенства прав и обязанностей лиц, принадлежащих к одной и той же категории.
Принцип равенства судей нашёл своё отражение и в рассмотренных выше документах международных организаций. Как пишет судья Евразийского экономического союза, доктор юридических наук, профессор Татьяна Нешатаева, для судей действует естественно-правовой принцип: «Равный над равным власти не имеет».
Очевидно, что возможность неограниченного по сравнению с рядовыми судьями пребывания в статусе судьи для председателей высших судов, наделение председателей всех судов полномочиями по наложению «вето» на решения квалификационных коллегий о рекомендации кандидата на должность судьи, особый порядок наделения их полномочиями и контроль за деятельностью судей — подрывают декларируемый нормами федерального законодательства принцип единства статуса судей, а в конечном счёте и конституционный принцип равенства лиц, принадлежащих к одной и той же категории.