Согласно Конституции, судьи всех федеральных судов, за исключением судей Конституционного Суда РФ (КС РФ) и Верховного Суда РФ (ВС РФ), назначаются на должность президентом РФ. Судьи же высших судов назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ.
В связи с тем, что в итоговом назначении судей Конституцией Р Ф решающая роль отведена президенту, процедура назначения всех федеральных судей (за исключением назначения судей КС РФ, где есть ряд особенностей, на которых мы не будем останавливаться) является схожей. Председатель суда сообщает об открывшейся вакансии судьи квалификационной коллегии судей (далее — ККС), которая объявляет об открытии вакансии, отбирает кандидатов и принимает решение о их рекомендации председателю суда. Тот в свою очередь переадресовывает вопрос председателю ВС РФ, который направляет рекомендацию президенту для принятия окончательного решения о назначении.
В этой процедуре существует ряд изъянов. Это и неопределённость критериев отбора кандидатов, и превалирование среди них работников аппарата судов, и формальность подхода к их отбору со стороны квалификационных коллегий судей из-за загруженности, и значительное влияние председателя суда на процесс. Кроме того, процедура рассмотрения кандидатов в администрации президента РФ абсолютно непрозрачна.
Есть вопросы и к нормам закона о статусе судей, который оговаривает перечень требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи. Они не являются определёнными: к примеру, требования вроде стажа работы или юридического образования не говорят о профессиональных и личностных качествах кандидата.
На практике это приводит к серьёзным последствиям: размытость и неясность критериев отбора превращают процесс прохождения фильтра квалификационных коллегий в своеобразное гуляние по минному полю: кандидат не только не знает, какие факторы являются определяющими при его назначении, но и не знает того, как далеко может зайти квалификационная коллегия судей, оценивая его кандидатуру. Известны случаи, когда кандидатам на должность судьи отказывали в рекомендации на должность по таким основаниям, как «частый выезд за границу», наличие родственников за границей. Ни один из этих оснований для отказа не указан в законе в качестве такового.
В этой связи процесс назначения судей в России нельзя назвать прозрачным ни для населения, ни для самих кандидатов в судьи. Очевидно, что такая ситуация не прибавляет авторитета судебной власти, не способствуют повышению доверия к ней ни со стороны населения, ни со стороны профессионального юридического сообщества.
Чтобы изменить ситуацию, нужно, во-первых, проводить отбор кандидатов на основе следующих базовых принципов: верховенство закона, правовая определенность, независимость, плюрализм, публичность. Эти принципы должны быть реализованы с учётом того накопленного негативного опыта, который мы имеем сейчас.
Во-вторых, отбор кандидатов на должность судьи должен зависеть и от конкретного типа судейской карьеры.
В настоящее время существуют различия между странами с карьерными судебными работниками и теми странами, где судьи назначаются из рядов опытных практиков. С этой точки зрения российскую систему условно можно отнести к системе с карьерными судебными работниками. Возможно, этим и объясняется достаточно молодой возраст начинающих судей, превалирование кандидатов из аппаратов судов и наличие непреодолимых барьеров для лиц, не являющихся судьями, для победы в конкурсах на должность судьи в судах вышестоящих инстанций.
С учётом того, что система с карьерными судебными работниками является превалирующей на европейском континенте, в особенности, в странах континентального права, возможно, что сама по себе такая система не является чем-то негативным для судебной системы России. При этом основные негативные проявления данного принципа в нынешних российских условиях могут быть купированы рядом мер, связанных с повышением квалификации судей, облегчённым доступом к судейской карьере адвокатов и учёных. Особенно важно введение облегчённого порядка назначения учёных-юристов на должности судей ВС РФ, осуществляющего функции по обеспечению единства судебной практики.
В-третьих, критерии отбора кандидатов на должность судьи должны быть как можно более детально урегулированы, с тем, чтобы усмотрение было сведено к возможному в данной ситуации минимуму.
Так, Консультативный Совет Европейских судей (КСЕС) рекомендует странам-участницам Совета Европы установить перечень объективных критериев для того, чтобы судейские карьеры «основывались на заслугах с учетом квалификации, моральных качеств, профессионализма и эффективности».
Реализуя этот принцип, в российской судебной системе следует сделать экзамен основным фактором при назначении кандидата на должность судьи. При этом порядок его прохождения должен стать более чётким, в том числе за счёт установления конкретные заданий, порядка их оценки и литературы, на основе которой он подготовлен. Для проверки моральных качеств кандидатов нужно предусмотреть прохождение ими тестов, например, психологических, а также изучение статистики их привлечения к административной ответственности.
В-четвертых, нужно лишить президента решающего голоса в определении того, кто должен стать судьёй и упразднить Комиссию при президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатов с учётом непрозрачности её работы, неясностью критериев её отбора и, по сути, отлучением органов судейского сообщества от формирования кандидатов на должность судьи. При этом закреплённое в Конституции полномочие президента по назначению судей должно являться лишь формальным основанием, позволяющим лицу, прошедшему через фильтр органов судейского сообщества, стать судьёй.