ВККС состоит из 29 членов. Они избираются тайным голосованием на съезде делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. При этом в состав ВККС не могут быть избраны председатель ВС РФ и его заместители.
В процентном соотношении около 60% членов ВККС являются представителями судебной системы всех уровней (18 судей); 35% членов — представители общественности, избираемые органом законодательной власти РФ (10 членов) и 5% - от президента РФ (1 член). Формирование ККС субъектов РФ построено по схожим нормам представительства.
Состав органов судейского сообщества различается в разных странах в зависимости от того, какие причины лежали в основе создания данных органов, при этом общей чертой всех систем является преобладание в указанных органах судей.
На этой же позиции стоят международные рекомендации по формированию органов судейского сообщества. Например, в Заключении № 10 (2007) Консультативного совета европейских судей (КСЕС) «О совете правосудия на службе общества», приведены следующие мнения о порядке формирования советов судей:
«15. Состав Совета правосудия должен быть таким, чтобы гарантировать его независимость и позволить ему эффективно выполнять свои функции.
16. Совет правосудия может состоять либо исключительно из судей, либо иметь смешанный состав, включающий в себя как судей, так и не судей. В обоих случаях следует избегать преследования личных интересов и кумовства.
17. Когда Совет правосудия состоит исключительно из судей, КСЕС считает, что они должны быть судьями, избранными их коллегами.
18. Когда существует смешанный способ формирования совета (судьи и не судьи), КСЕС считает, что для предотвращения любых манипуляций или чрезмерного давления, значительное большинство членов совета должно быть судьями, избранными их коллегами.
22. Члены совета, не являющиеся судьей, могут быть выбраны среди других выдающихся юристов, преподавателей университетов, имеющих определенную профессиональную службу, или иных заслуженных граждан. Современное управление судебными органами также может потребовать более широкого участия членов, имеющих опыт работы в областях, не относящихся к юриспруденции (например, в области управления, финансов, информационных технологий, социальных наук).
23. Возможные члены Совета правосудия, будь то судьи или не судьи, не должны быть активными политиками, членами парламента, представителями исполнительной власти или администрации. Это означает, что ни глава государства, если он является главой правительства, ни какой-либо министр не может быть членом Совета правосудия. Каждое государство должно принять конкретные правила в этой области.
24. КСЕС считает, что состав Совета правосудия должен отражать, насколько это возможно, разнообразие в обществе».
В действующем составе ВККС представлены: 7 ректоров (управляющие) юридических вузов (факультетами, кафедрами), 1 профессор без управленческих функций, 2 представителей общественных организаций (Ассоциация юристов России и Центр мониторинга законодательства Российского союза промышленников и предпринимателей), 1 государственный гражданский служащий (представитель президента РФ).
Таким образом, бóльшая квота в списке представителей общественности в ВККС отдана представителям университетского сообщества, его руководящего состава. В условиях, когда часть ректоров университетов назначается президентом РФ, часть — правительством РФ, а главным источником дохода государственных университетов является формируемое государством задание, руководящий состав университетов представляет собой скорее своеобразное чиновничество, зависимое от государства и от его решений, а потому не обладающее полной свободой в квалификационных коллегиях судей.
Такой состав представителей общественности в органах судейского сообщества не отвечает стандартам открытости и репрезентативности общества в осуществлении правосудия.
Также представляется необоснованным исключение адвокатов и нотариусов из числа лиц, которые могут быть назначены представителями юридической общественности в квалификационных коллегиях судей. Публично-правовой статус адвокатов по своему содержанию близок к статусу судьи: они, как и судьи, должны придерживаться высоких стандартов поведения, содержащихся в Кодексе профессиональной этики адвоката; в ряде случаев адвокат не вправе, как и судья, отказаться от выполнения возложенных на него публичных функций.
По указанным причинам отстранение адвокатов и нотариусов от участия в деятельности органов судейского сообщества, пусть и в ограниченном виде, представляется неоправданным. Это не приносит каких-либо положительных результатов, однако ведёт к определённой замкнутости судейского сообщества, а также препятствует формированию единого профессионального сообщества юристов в Российской Федерации.