Изменения правил игры в ходе реформ открывают для многочисленных соискателей ренты новые шансы на продвижение своих корыстных интересов, в то время как шансы технократов на успешное создание неформальных (а тем более формальных) коалиций в поддержку своих начинаний заметно ограничены, а подчиненный статус технократов делает их весьма уязвимыми в процессе принятия решений.
Они могут рассчитывать на проведение реформ только при прямой поддержке лидеров, и их главным ресурсом становится умение «продавать» лидерам свои рецепты в привлекательной упаковке на протяжении более или менее длительного времени. Успех этого предприятия неочевиден, и неудивительно, что со временем лидеры утрачивают стимулы к проведению реформ, а то и пересматривают свои приоритеты в пользу иных целей. Т
Так произошло, например, с «модернизацией», заявленной в качестве приоритета в период президентства Дмитрия Медведева.
Но даже если политические лидеры сохраняют приверженность реформам, количество их приоритетов не может быть велико по определению. Поддержав реформы в двух-трех ключевых направлениях, они вынуждены оставлять иные сферы на периферии своего внимания. Оборотной стороной «истории успеха» налоговой реформы начала 2000-х гг. в России, поддержанной Путиным, стала
неудача ряда других преобразований.
Российский политический класс сделал выбор в пользу технократической модели реформ еще в 1990-е гг. на фоне острых конфликтов элит и политической поляризации, что усугубляло и без того непростые проблемы преобразований. Казалось бы, в начале 2000-х гг. запуск программы «Стратегия-2010» пробудил надежды на успех технократических реформ, но на деле в той или иной мере воплощенными в жизнь оказались лишь менее половины запланированных мер. Пришедшая ей на смену «Стратегия-2020» была реализована менее чем на 30%.
Проблемы технократической модели носят не столько количественный, сколько качественный характер. Действительно, лидеры страны стремились избежать кризисов в управлении и нуждались в «защите от дурака», особенно в таких сферах, как экономика и финансы.