При таком подходе оказываются спутаны и последствия, потому что, на самом деле, нет оснований полагать, что смена политического режима всегда и везде ведёт к ужасающим катастрофам и с точки зрения экономики, и с точки зрения политики. Если мы посмотрим на те страны, где произошла смена авторитарных режимов в последние десятилетия, то нельзя сказать, что коррумпированных и непопулярных автократов непременно сменяли другие, еще более коррумпированные автократы, которых затем вновь приходилось свергать.
Можно взглянуть на Сербию после падения режима Милошевича или на Украину после падения режима Януковича. Эти страны стали намного более политически свободными, но радикалов у власти нет и не предвидится. Это не значит, что там нет радикальных партий, но у власти там находятся, хотя далеко не идеальные, но вполне демократически избранные умеренные лидеры. Конечно, смена режима не привела к резкому улучшению ситуации в этих странах, реформы там проходят очень криво и неэффективно, но катастрофы там нет.
Тем более не стоит всякий раз давать отсылки к русской революции 1917 года. Любые исторические параллели поверхностны и неполны. Да, в 1917 году в России инициаторы революции потерпели поражение, и к власти пришли радикалы. Но надо понимать, что эти события произошли в стране, где была огромная масса безземельного крестьянства, где огромное количество людей было вовлечено в гигантскую кровопролитную войну, длившуюся три года. Возникла гремучая смесь, послужившая двигателем революции и последующей за ней гражданской войны. Такого рода события происходили в первой половине ХХ века во многих странах, начиная от Мексики и заканчивая Испанией. Сегодня мы живём совершенно в другом обществе, потенциала для массового насилия и кровопролитных гражданских войн в сегодняшней России нет, и поэтому, на мой взгляд, эти параллели надуманы и натянуты.
К сегодняшней российской ситуации куда ближе те смены режимов, которые происходили в Сербии и Украине — они не повлекли за собой гражданских войн. Собственно, в Украине на Донбассе также не происходило бы никаких военных конфликтов, если бы не вмешательство России.
Если протесты-таки приведут нас к смене режима, то здесь спектр вариантов развития событий гораздо шире, чем единственный озвученный Мовчаном вариант с приходом к власти радикалов. Россия сегодня — это урбанизированная страна с довольно высоким уровнем образования населения, с относительно высоким по мировым меркам уровням доходов — мы ни в какое сравнение не идём со странами Африки, например.
Конечно, нельзя сказать, что массовое насилие и гражданские войны совершенно невозможны. Я не исключаю, что если власти будут сдерживать протесты на протяжении долгого времени (возможно, десятилетиями), то тогда более радикальные политические силы действительно могут выйти на авансцену. Это вряд ли то, чего хотелось бы многим людям в России, и Мовчану, и мне самому. Но приход к власти радикалов «здесь и теперь» пока что маловероятен.
На самом деле что-то подобное происходило во время той же самой русской революции. Дореволюционные власти были не склонны идти на серьёзные уступки общественному давлению и в какой-то момент это спровоцировало такую консервацию политической системы, что её оказалось проще уничтожить, чем изменить. Если мы посмотрим на поздние годы советского периода, то и тогда политические изменения начались слишком поздно и в конечном итоге привели к краху государства и утрате власти тех людей, которые эти изменения запустили.