Рецепт спасения империи, предложенный большевиками, с одной стороны, как утверждает Терри Мартин, опирался на изучение негативного опыта Австро-Венгерской империи. Ленин пристально следил за тем, с какой радостью Венгрия и Чехия в считанные годы перешли на свои языки, забыв немецкий. Еще пристальней большевики следили за тем, с какой легкостью прибалты, получившие независимость в результате революции, забыли русский. Повторения того и другого в Сибири и на Волге большевикам не хотелось. С другой стороны, как утверждает Жюльет Кадио, за программой большевиков стоят сто лет споров европейских социал-демократов об идеальном устройстве государства. Лучшие университеты Европы искали пути мирного сосуществования, и кое-что нашли.
Опираясь на высокую теорию социал-демократов и данные о ходе распада Австро-Венгрии, большевики твердо знали, что возврат в эпоху Романовых приведет к исчезновению страны. Несмотря на сворачивание коренизации, начавшееся накануне Второй Мировой войны, большевики не рискнули отменять местные языки и русифицировать местную администрацию. Позитивная дискриминация, как указывает Мартин, продолжала работать несмотря ни на что. Насилие в отношении национальных элит носило коррекционный характер: когда большевикам казалось, что та или иная нация стала слишком нацией, ей пускали кровь. Чтобы она, ослабев, отказалась от мечты о независимости. При этом нация оставалась нацией, русификация по романовским шаблонам, когда белорусов насильно заставляли быть русскими, порицалась.
Крайне убедителен уфимский исследователь Рустем Вахитов, автор книги «Национальный вопрос в сословном обществе: Энтосословия современной России», когда рассуждает о роли институтов, созданных в 20-е годы в его родной Башкирии. Их наличие, считает Вахитов, свидетельствует об уважении Москвы к башкирам. У башкир есть своя республика и есть своя конституция. Есть образование, документооборот, газеты, телевидение, радио, журналы и книги на башкирском языке. Если нужно, каждый башкир может получить специальный документ, прилагающийся к паспорту, о том, что он именно башкир, а не чуваш или удмурт. Президент Башкирии — этнический башкир, свободно говорящий по-башкирски. Стало быть, резюмирует Вахитов, идентичности башкир ничто не угрожает. Башкиры живут, как жили бы в суверенной стране, а значит, у них нет (или почти нет) поводов думать о референдуме.