Ответ Эксперта:
Тарифы на транспорт газа — не секрет, их можно увидеть
на сайте ФСТ. Как мы уже говорили, примерно половина газа в России сейчас реализуется не «Газпромом», а в основном вполне влиятельными и могущественными «Роснефтью» и «Новатэком», у которых достаточно ресурсов и рычагов, чтобы контролировать рост тарифов. Так что вряд ли эти тарифы завышены. Кроме того, есть
вот такие, например, оценки стоимости транспорта газа от ямальских месторождений до Германии: вторая страница, $ 2.37/mmBTU, коэффициент перевода mmBTU в тысячу кубов — 35,3. Получаем 83 доллара, с Южно-Русского будет 87, с Бованенково — больше 90.
Вопрос, который задается дальше — «куда остальные 100 делись?» — можно задать и про нефть, только там будет не «остальные 100», а… давайте посчитаем, сколько. По
вот этому источнику себестоимость добычи нефти на старом месторождении от 2 до 5 долларов за баррель, т. е. от 14 до 35 долларов за тонну. «Роснефть» утверждает, что у них меньше $ 4 — т. е. примерно $ 25 за тонну.
Давайте все-таки аккуратно посчитаем все денежные потоки. При цене $ 60 за баррель нефти НДПИ составит $ 160, а экспортная пошлина — $ 105 за тонну. $ 60 за баррель — это $ 440 за тонну, т. е. после уплаты налогов нефтяникам достанется $ 175, после уплаты стоимости транспорта — $ 132, за вычетом эксплуатационных затрат — $ 107 с тонны. А при поставках газа на экспорт: $ 6 за mmBTU или $ 210 за 1000 кубометров, НДПИ — $ 31,5, пошлина — $ 40, осталось $ 138,5. Вычтем транспорт — осталось $ 48,5. Это ДО ВЫЧЕТА эксплуатационных затрат — и уже более чем вдвое ниже, чем-то, что остается у нефтяников ПОСЛЕ ИХ ВЫЧЕТА. Это автор и называет сверхприбылью, значительно более высокой, чем-то, что остается у нефтяников. Из нее он и собирается извлекать более триллиона рублей в год. В принципе, на этом можно было бы остановиться и не продолжать.