Комментарии: Очевидно, что цель строительства «Северного потока-2» и «Южного потока» в том, чтоб заменить украинскую ГТС. К сожалению, на данный момент Украина считает Россию враждебной страной, и вряд ли это отношение поменяется в обозримом будущем (не будем обсуждать причины, просто констатируем этот факт). Даже если в России вдруг появится максимально дружественное для Украины правительство, украинский национальный миф, активно создающийся в последние четыре года, основан на противостоянии с Россией, и отойти от него Украине будет очень сложно.
В рамках этой вражды Украина намерена, во-первых, извлечь максимум возможной прибыли и ренты из России, во-вторых, иметь как можно больше сильных рычагов шантажа и влияния на Россию и, в-третьих, использовать их при любой возможности для создания России проблем и неприятностей, если это не будет угрожать особенными последствиями. Нынешняя ситуация, в которой Украина контролирует ключевой канал российского газового экспорта, дает ей все возможности для этого. При наличии у «Газпрома» альтернатив украинскому маршруту Украина, пожалуй, будет предлагать весьма привлекательные тарифы на транспортировку, но это только при наличии альтернативы. А будучи монополистом, как сейчас, будет пытаться получить всю возможную природную ренту.
Мы уже видим, как это может быть: Украина была весьма агрессивна, анонсируя возможные тарифы после 2019 года, и еще более агрессивна, выдвинув многомиллиардный иск к «Газпрому» в украинском суде. (Речь идет не о претензии в Стокгольмском арбитраже, это отдельный иск в хозяйственном суде Киева о штрафе на $ 6,5 млрд «за злоупотребление монопольным положением в качестве потребителя на украинском рынке транзита газа», решенный в пользу Антимонопольного комитета Украины.)
Есть еще два аспекта. Во-первых, надежность украинской ГТС — не секрет, что она весьма изношена и скоро будет нуждаться в массовом капитальном ремонте, и в тарифе неизбежно появится дополнительная компонента на эти затраты. Второй аспект — отсутствие транзита через Украину значительно повышает цену, по которой ей смогут предложить газ из Венгрии и Словакии, и, соответственно, значительно повышает ту цену, которую Украина (или перепродавцы для Украины) будет готова заплатить за газ на своей восточной границе. А что бы там Украина ни заявляла, она является крупным потребителем российского газа (физического), пусть коммерчески он и числится проданным европейскими трейдерами. Т. е. сейчас, в нынешних обстоятельствах, у «Потоков» есть вполне разумное коммерческое и стратегическое обоснование.
Комментарии другого эксперта: Действительно, есть прогнозы, что спрос на газ со стороны Европы будет расти. В этом случае главным российским конкурентом выступает американский СПГ. В интересах России максимально увеличить поставки в Европу, и здесь будут задействованы как украинская ГТС, так и два Северных и Южный потоки. Спроса со стороны Европы хватит на суммарный объем всех газопроводов.