Не будет преувеличением сказать, что главный принцип государственной политики в области образования последних полутора десятилетий — это высокомерное недоверие к родителям и педагогам. «Государству» кажется, что оно лучше родителей знает, чему надо учить и как надо воспитывать наших детей. «Государству» кажется, что оно лучше самих учителей знает, как надо учить. «Государство» уверено, что учителя, директора школ, профессора — жулики и лентяи, которые только и норовят, что схалтурить, украсть, отлынуть от работы. Государству — а вернее, министерским чиновникам — кажется, что только благодаря неусыпному контролю и непрерывным поучениям с их стороны в российской школе и в российском вузе может произойти что-то полезное.
Не важно при этом, какие именно «реформы» проводятся, — результат всегда один. Кому-то нравились «технократы-прогрессисты» Фурсенко и Ливанов, кто-то их ненавидел и обрадовался назначению «консерватора» Васильевой. Но сути дела это не меняет: каждая волна «реформ» сопровождается все новыми и новыми приступами централизации и бюрократизации, а преподаватели, директора школ, ректоры вузов все больше превращаются в бесправных исполнителей.
Давайте посмотрим на идеи путинского Минобра. Что нам предложило министерство за последние месяцы? Во-первых, это идея забрать учредительство школ у муниципалитетов и передать их на региональный уровень. Россияне и избранные ими муниципальные депутаты объявляются недостойными и неспособными управлять образованием собственных детей. Министерство полагает, что граждане не способны решать, на что тратить деньги, кто должен быть директором школы, какие школы в нашем городе открывать, а какие объединять, — этим должны заниматься региональные министры, назначенные губернатором. Разумеется, речь идет об «оптимизации», «повышении эффективности» и даже о такой благой цели, как выравнивание ресурсной обеспеченности. Но результат будет один: управление школой станет не ближе к гражданам, а дальше от них.
Во-вторых, Минобр запустил очередную волну обновления образовательных стандартов-ФГОСов. Как показали развернувшиеся вокруг них бурные дискуссии, новые стандарты, радикально перекраивающие работу педагогов, забыли обсудить и с гражданами, и с самим педагогическим сообществом. Но самое главное — кому-то нужно это обновление? Министр Васильева говорит о «едином образовательном пространстве». Звучит красиво, но на практике это означает, что у учителей будет еще меньше возможностей самим определять, как и чему учить. У родителей будет еще меньше возможностей влиять на то, чему будут учить их детей. Идеал министра понятен: чиновник из Москвы должен диктовать, что происходит на каждом уроке в каждой школе от Владивостока до Калининграда.
Разумеется, оборотной стороной централизации, без которой немыслим сложившийся в России к 2018 году политический режим, является коррупция. Как это работает, хорошо видно на примере вектора на создание «единого образовательного пространства», что предполагает и резкое сокращение линейки учебников. На практике это означает вытеснение с рынка учебников более мелких игроков, формирование монополиста в лице издательства «Просвещение», которое долгое время принадлежало Ротенбергу. Именно его учебники почему-то признаются достойными. А министерство тем временем требует от школ и вузов непрерывного обновления учебников, вне зависимости от их реального износа.
Каждый, кто работает сегодня в системе образования, на себе ощущает последствия такой централизации. Учителя и преподаватели вузов завалены бумажной работой — отчетностью, которая к тому же меняется чуть ли не каждый год. Едва ли не каждый год «улучшаются» образовательные стандарты — значит, сейчас опять надо будет переделывать учебные программы и материалы. Переделывать, разумеется, на бумаге — к реальной жизни все эти новые требования имеют мало отношения.
Любой практикующий педагог и преподаватель скажет, что больше времени тратит на подготовку никому не нужных программ и отчетов, которые сдаются буквально десятками килограммов, на вес, чем на настоящую подготовку к занятиям, на общение со студентами и учениками, на повышение своей квалификации. Особенно много таких бумаг приходится готовить, если школа или вуз должны проходить очередную «проверку» или «аттестацию». И ладно бы от этих проверок был какой-то толк, но нет: как и почти все, что производит сложившаяся политическая система, эти проверки и отчеты — фикция, обман, очковтирательство. О сути образования тут речи не идет — главное, чтобы были в порядке килограммы «программ». В итоге вместо того, чтобы помогать школам и университетам, министерское «улучшательство» выталкивает из школ и вузов энергичных, креативных, неравнодушных педагогов. Те, кто все-таки находит в себе силы остаться, связаны по рукам и ногам. По данным последних обследований, главная проблема, о которой говорят учителя, — это усталость от бесконечных «реформ» и чувство унижения.