Антон Барбашин

политический аналитик,
специалист по международным отношениям,
управляющий редактор Intersection
Какая внешняя политика нужна демократической России?
Мнение
#ВнешняяПолитика #Дипломатия
Внешняя политика — это продолжение политики внутренней. Она способна как цементировать статус-кво и отсутствие внутренних реформ, так и способствовать развитию, снижая торговые барьеры и обеспечивая необходимый обмен технологиями, инвестициям и управленческими практиками. Сегодняшняя внешняя политика России мало того что не способствует внутреннему развитию и модернизации, так еще и постоянно увеличивает число издержек, которые население России оплачивает ради продолжения абсолютно контрпродуктивного противостояния с Западом. Если мы захотим менять внутреннюю ситуацию, это неизбежно приведет к пересмотру принципов и целей внешней политики. Для чего нужна внешняя политика?
Внешняя политика — это инструмент для достижения целей. Здесь нет места абстрактным понятиям «уважение», «страх» или «величие», если они не конвертируются во что-то более осязаемое. У России слишком много проблем и слишком мало ресурсов, чтобы тратить их на эфемерные достижения, насладиться которыми способны только любители государственного ТВ. Внешние «победы», гарантирующие поддержку власти населением, несмотря на отсутствие экономического роста и политических свобод, обходятся обществу все дороже. Россия погрузилась в новую Холодную Войну с США, в которой на рациональность действий ни одной из сторон рассчитывать не приходится; поссорилась с Европой, которая уже не хочет учитывать «российские особенности», и лишилась шанса на интеграцию постсоветского пространства, на десятилетия потеряв Украину, самую большую и важную страну региона.

Россия нуждается в стабильных, предсказуемых и неконфликтных отношениях по всему периметру своих границ. В первую очередь требуется кардинально пересмотреть свои отношения со странами Запада. Как ни крути, но только развитые демократические страны могут стать союзником России в процессе модернизации. Речь идет не только о снятии санкций и отмене торгового эмбарго. При условии институциональных изменений в России, либерализации законодательства и повышения качества работы судов, Россия становится привлекательной для локазлизации немалой части европейской промышленности. Доступные ресурсы, недорогая качественная рабочая сила и географическая близость позволяет России претендовать на роль новой Центрально-Восточной Европы, где можно дешевле и выгоднее производить товары массового потребления для европейского рынка. Если Россия хочет в перспективе избавиться от пресловутой сырьевой зависимости и вывести индустриализацию на современный уровень, то иного пути у нас нет. Ни Китай, ни другие страны БРИКС, ни тем более евразийская интеграция не смогут дать России той возможности, которую можно завоевать у ЕС.

Все козыри, которыми Россия обеспечивает себе статус «великой державы» сегодня — а именно ядерное оружие, постоянное место в Совете Безопасности ООН, мобильные вооруженные силы, неподотчетные гражданам РФ, — могут только временно обеспечивать видимость «успешности», никак не помогая экономическому развитию и процветанию россиян, не говоря уже об обеспечении их прав и свобод. Более того, сегодняшняя агрессивная политика исключает успешное экономическое развитие, предполагая изоляцию, введение новых санкций, и в конечном итоге новые лишения для всех граждан.
Новые отношения с Западом
Будет большим преувеличением заявить, что Запад спит и видит, как помочь России сделать ее современной и экономически успешной. Будем откровенными — это нужно только нам самим. Чтобы убедить Запад пойти навстречу, гарантировать инвестиции и трансфер технологий, демократической России нужно доказать, что она надежный партнер, а не закрытый Советский Союз или непредсказуемая держава эпохи Путина. В первую очередь Россия должна безотлагательно решить вопрос Донбасса и заявить четкий план по решению вопроса Крыма, а также начать обсуждение других конфликтов на постсоветском пространстве. Без отказа от вмешательства в дела суверенных государств, в частности в дела Украины, можно забыть даже о возвращении отношений на уровень 2013 года, не говоря уже об углублении партнерства.

Потребуется немало времени для выстраивания доверия и союзнических отношений. Усилия потребуются с обеих сторон, но инициатива должна исходить от нас. Именно в интересах России раз и навсегда закрыть вопрос противостояния с Западом, в частности с НАТО. Мы поддерживаем искусственный конфликт, и тратим на это безумные ресурсы, вместо совместных усилий по обеспечению свободы и безопасности жителей европейского мира, частью которого Россия, безусловно, является.

У России и стран НАТО есть одна общая угроза — международный терроризм. Только совместная борьба с любыми проявления радикализма может гарантировать более спокойное и бескровное будущее для наших стран.

Ключевой задачей является восстановление отношений с США. До 2014 года Вашингтон активно готовился к противостоянию с Китаем: конфликту, который Вашингтон, считал главным в 21 веке. То, что угроза Китая для США отошла на второй план по сравнению с Россией — результат российской экспансии. Стратегически для Америки прекращение текущего конфликта — задача не менее актуальная, чем для нас.
Стратегическое балансирование на Востоке
Сделанная Путиным ставка на союз с Китаем не гарантирует России необходимых инвестиций и торговых преимуществ. По мере приближения к Пекину Россия рискует стать заложницей китайской внешней и внутренней политики и множества их противоречий. Россия — единственный сосед Китая, с которым у Китая нет политических разногласий. Рост Китая рано или поздно приведет к конфликтам, в которых Россия не заинтересована. Китай, безусловно, является значительной политической и экономической силой. Не замечать рост его влияния по всему миру будет глупо, но для того, чтобы адекватно выстраивать отношения со своим могучим южным партнёром, Россия должна сбалансировать свою восточную политику. Задача России на восточном направлении должна формулироваться исходя из потребностей развития Дальнего Востока и интеграции обширных территорий на берегу Тихого Океана в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Партнерами в развитии этих территорий должны стать в первую очередь экономически развитые Япония и Южная Корея, заинтересованные в балансировании Китая, а также США и Канада, не менее вовлеченные в региональную экономику.
В чем сила?
При Путине Россия оттолкнула западных партнеров, сделав ставку на свои силовые преимущества: вооруженные силы, ядерное оружие, вето в Совбезе ООН, спекуляцию с перекрытием газа или закрыв российский рынок для продуктов «недружественных» стран. Концепция «русского мира», которую реализовывали на Донбассе, девальвировала значение мягкой силы.

Негибкая и высокомерная политика Кремля последних лет толкает ЕС к поиску альтернатив российским энергоресурсам, которые при этом остаются самыми дешевыми и доступными для европейского рынка. Если Россия гарантирует стабильность и доступность своих энергопоставок, полностью исключив политизацию этого вопроса, то у ЕС существенно снизится мотивация искать альтернативу российским ресурсам, что позволит нам сохранить важнейший для себя рынок. Такой же подход необходим и в отношении доступа к российскому рынку: нужно отказаться от принципа политического «эмбарго» и «фитосанитарных» ограничений, тем самым сохранив стратегическую важность российского рынка для наших ближайших соседей, в том числе и в перспективе для Украины.

Колоссальный ресурс, который Россия использует крайне неэффективно сегодня, — это русский язык и культурное пространство, объединяющее миллионы русскоязычных по всему миру. Россия должна деполитизировать вопрос языка, и по примеру Франции, Великобритании и Германии активно включиться в продвижение своего культурного наследия как фактора внешней привлекательности. Российское гражданское общество имеет значительный потенциал в выстраивании позитивных отношений не только в странах дальнего зарубежья, но и по всему периметру российских границ. Стимулируя культурную дипломатию и беспрепятственные контакты некоммерческих организаций, новая Россия сможет разрушить множество негативных стереотипов и вылечить те раны, которые не заживают после распада СССР и окончательного краха российской империи.
Рациональный эгоизм
Россия, конечно, щедрая душа, но любая щедрость должна быть оправданной и умеренной. Количество прощенных долговых обязательств на десятки миллиардов долларов, беспроцентные кредиты и убыточные проекты по строительству ядерных станций и инфраструктурных объектов в «дружественных» странах давно стали визитной карточной путинской России. Демократическая Россия не может себе позволить тратить деньги российских налогоплательщиков ради поддержки тех режимов, которые на словах восхваляют российское руководство, а на деле не способны вернуть долги.

За последние 17 лет Россия простила свыше $ 140 млрд. Среди прощенных были страны вполне способные вернуть заимствования, тот же Алжир, Ирак или Вьетнам. Часто аргументом прощения становилась закупка продукции российского ВПК, что в итоге выливается в формулу: дарим деньги на покупку своего же оружия. И если в условиях дорогой нефти, такая формула могла кого-то устраивать, то сегодня она требует значительного пересмотра условий в пользу большей рациональности.

Такой же принцип должен руководить российской политикой на постсоветском пространстве. Пример евразийской интеграции показывает, что Россия способна создавать формальные объединения, которые свидетельствуют о важности Москвы в регионе ценой дешевых кредитов, скидок на газ и рядом других уступок. К сожалению, евразийская интеграция экономического смысла пока не имеет. За 6 лет интеграции доля стран-участниц так и не превысила 7.8% российского внешнеторгового оборота.
Если же проект экономической интеграции не имеет экономического смысла, то его условия и смысл должны быть пересмотрены.

Новая внешняя политика должна соответствовать времени и поэтому должна быть лишена иррациональных мотивов, основанных на утраченном имперском статусе. Только признав, что главной целью внешней политики должны быть процветание и безопасность российских граждан, Россия может двинуться вперед и вступить в клуб успешных и развитых стран. У нашей страны есть все необходимые ресурсы, чтобы сделать качественный скачок вперед, разрешив множество противоречий, которые достанутся России после Путина.