Кто или что представляет опасность для сегодняшнего российского государства? Если взглянуть на риторику властей, то иного ответа, кроме как «Запад», быть не может. Но в чем Запад представляет для России угрозу? Революции, чуждые ценности и НАТО: именно такой набор обычно звучит из уст министров и телеведущих, днем и ночью занимающихся защитой российских умов от всесильного и вездесущего врага. Под революциями, как правило, понимают попытки демократического переустройства государств постсоветского пространства: Грузия 2003, Кыргызстан 2005, Украина 2004 и 2014.
Вопрос успешности таких попыток оставим за скобками, но отметим важное: в понимании российской элиты граждане соседних государств не способны требовать перемен к лучшему по собственной инициативе без участия «вражеских разведок» и двойных агентов. Любое не санкционированное властями массовое действие воспринимается как неестественное, а значит, спровоцированное извне. Данная логика свидетельствует о двух вещах: об отождествлении действующей элиты (и ее руководителя) с государством и о тотальном недоверии гражданам и неуверенности в своей поддержке среди населения.
Восприятие любых поборников перемен как носителей чуждых и опасных ценностей толкает власть к активному противостоянию с ними и с Западом как главным источником этой рассады. Защита от «врага» отменяет любую реформаторскую повестку и отодвигает повышение уровня благополучия граждан на задний план. Вместо этого требуются решительные меры по закручиванию гаек и противостоянию коллективному Западу. Грань между внешней и внутренней политикой размывается, формируя единую повестку борьбы против влияния недоброжелателей как внутри страны, так и вне ее.
Борьба с НАТО гарантирует наиболее эффективный механизм мобилизации населения против потенциального оккупанта и захватчика. Расширение НАТО на восток создает ложную иллюзию агрессивных целей альянса, направленных именно против России. И не важно, что
в НАТО до 2014 года ломали голову, как преобразовать организацию, чтобы реактуализировать ее роль в отсутствии угрозы со стороны СССР и ее правопреемницы России. Не говоря уже о том, что не Вашингтон уговаривал поляков и балтийцев вступить в свои ряды, а они пробивали двери в альянс с самого начала 1990-х.
Расширение НАТО наступает на больную мозоль, вызывая память об Империи и ее бывших сферах влияния, ровно потому, что не дело России, куда вступает Польша и куда хотят вступить Украина и Грузия. Парадокс заключается в том, что членство в НАТО на практике действительно гарантирует безопасность Польши и стран Балтии, оставляя Украину, которая как раз в НАТО не вступила, в крайне уязвимом положении.
Что потеряет Россия от членства Украины в НАТО? Ничего, кроме последних фантазий на тему восстановления Империи, главной спасительной темы последних лет, гарантирующей Кремлю принятие обществом отсутствия реформ. Ведь как можно требовать перемен, когда страна в кольце врагов?
Страхи российского руководства не тождественны угрозам для России. Как показывает практика, именно страх потери власти толкает руководство страны к действиям, которые создают для нее новые угрозы, существенно ограничивая пространство для маневра и лишая возможности компромисса по действительно сложным вопросам взаимодействия с крупнейшими мировыми державами.