Антон Барбашин

политический аналитик,
специалист по международным отношениям,
управляющий редактор Intersection
Внешненеполитическая проблема № 1: решение «донбасского вопроса» в постпутинской России
Мнение
#ВнешняяПолитика #Донбасс #Дипломатия
Одной из первоочередных задач внешней политики в постпутинской России станет решение «украинского вопроса» и снятие санкций, введенных Западом за аннексию Крыма и военные действия на Донбассе. Вопрос Крыма весьма сложен, и должен быть рассмотрен отдельно, а вот реализация хорошо известного рецепта прекращения войны на Донбассе зависит исключительно от политической воли Москвы.
Боевые действия на востоке Украины, в Донецкой и Луганских областях, начались в апреле 2014 года и унесли свыше 10 000 жизней мирных граждан, более 2 700 жизней украинских военнослужащих и, по разным оценкам, до 2 000 человек, воевавших на стороне «ДНР» и «ЛНР». Существование обеих «народных республик» на территории востока Украины было бы немыслимо без прямой поддержки Кремля — военной, политической, кадровой и информационной. Де-факто границы между Д/ЛНР и Россией не существует; количество военной техники, солдат и «добровольцев», перешедших границу с Украиной и воюющих против украинской армии, установить точно пока невозможно. Регулярные части российской армии не единожды играли центральную роль в боевых действиях на востоке Украины (Дебальцево, Иловайск).

Именно за российскую кампанию на востоке Украины на Россию были наложены самые чувствительные и действенные санкции — против нефтегазового сектора, ОПК, финансовые. Вдобавок к западным санкциям Россия ввела «анти-санкции» — пакет мер против стран ЕС и стран Запада, существенно ограничивающий импорт из этих стран, что снизило благосостояние россиян. Военные действия на Донбассе сейчас — одна из главных причин обострения и деградации российских отношений с ЕС и Западом в целом. При первых признаках изменения политического курса в России эта повестка вернется на первый план и внутри страны.

Отдельный момент в этом трагическом конфликте — трагедия МН17 — пассажирского лайнера, сбитого в небе над зоной боевых действий на востоке Украины 17 июля 2014 года. Множество расследований указывают на прямую причастность России к гибели 298 пассажиров самолета. МН17 был сбит ЗРК «Бук», привезенным с территории России и предположительно управляемым российскими военными специалистами. Участие России в расследовании этой трагедии, выяснение исполнителей и ответственных — одно из базовых условий начала нормализации отношений с Западом и с Украиной.

Россия не заинтересована в закреплении за Донбассом статуса очередного вялотекущего регионального конфликта, гарантирующего постоянное напряжение, трансформацию санкций из временных в постоянные, и дальнейшую деградацию отношений со странами Запада, не говоря уже о многочисленных жертвах с обеих из сторон. России не нужен еще один регион с застойной бедностью, живущий на осадном положении и постоянно нуждающийся в серьезной госпомощи.
Решение «проблемы Донбасса» включает пять шагов, реализация которых потребует незамедлительных действий от нового руководства России.
1
Необходимо прекратить поддержку «ДНР» и «ЛНР"
Остановить политическую координацию и взаимодействие между Администрацией Президента Р Ф (и другими органами государственной власти) и политическими лидерами «ДНР» и «ЛНР». В кратчайшие сроки вывести военную технику, военнослужащих и военных консультантов с территории Украины, прекратить организацию переправки «добровольцев» из России на территорию Украины. Отказаться от информационной поддержки «ДНР» «ЛНР» в русскоязычных и иностраноязычных СМИ.

Этих действий, вместе с публичным осуждением политики правительства Путина по отношению к Украине, будет достаточно для запуска полномасштабного диалога со странами Запада и Украиной о «возвращении Донбасса в Украину». После фактического провала первых Минских соглашений и «повисания в воздухе» вторых такое развитие событий даст значительный импульс новым переговорам.

У России не будет возможности взять длительную паузу для «проговаривания» и рефлексии всей истории конфликта с Украиной. Придется заниматься развенчанием мифов и борьбой с последствиями пропаганды Киселева, Соловьева и Ко параллельно с ведением переговоров о судьбе Донбасса. На этом этапе критически важно вести постоянный диалог с обществом, показывая на пальцах, как именно, начиная с 2013—2014 гг., нас обманывали по поводу Украины и войны на Донбассе. Необходимо учесть ошибки 1990-х, когда недостаточная информированность граждан о логике действий власти приводила к возникновению массы мифов и ложных представлений. Россияне должны четко понимать, что в интересах России как можно быстрее прекратить кровопролитие на Украине.
2
В рамках «нормандской четверки» и при участии ОБСЕ Россия должна согласовать подписание новых соглашений
Которые бы повторили ключевые позиции действующих соглашений, гарантирующих и амнистию (пункт 5) и обмен «всех на всех» (пункт 6), за исключением требований проведения конституционной реформы на Украине, гарантирующей «особый статус» этим территориям. Как показывает мировая практика, без амнистии достичь быстрого и эффективного разоружения и примирения практически невозможно. Те жители «ДНР» и «ЛНР», кто не пожелает остаться на этих территориях после восстановления украинского контроля, смогут перебраться в Россию. И «нормандская четверка», и ОБСЕ должны выступать за поступательное разрешение этого конфликта, и гарантировать транзитный статус региона не менее чем на 12 месяцев.

Необходимо отметить, что главная цель России должна заключаться в скорейшем прекращении насилия и восстановлении украинского контроля над этими территориями. Тем не менее, на транзитный период необходим ввод вооруженной международной миротворческой миссии под эгидой ОБСЕ. Россия должна добиваться ввода контингента ОБСЕ одновременно с выводом российских подразделений. Только присутствие вооруженной международной миссии на Донбассе позволит предотвратить столкновение украинских сил и оставшихся после ухода российских войск формирований Д/ЛНР.
3
Обеспечить проведение полномасштабного расследования об участии России в военных действиях на территории Украины
с выяснением и осуждением лиц, отдавших приказы об использовании российских вооруженных сил на территории Украины (в том числе по делу о крушении МН17). Задача новой российской власти — не заниматься преследованием отдельных солдат, исполнявших преступные приказы, а сосредоточиться на тех, кто эти приказы отдавал.
4
Несмотря на то, что вина за преступления, совершенные на Донбассе лежит на власти действующей, новой власти придется нести ответственность за последствия войны
В том числе и в вопросе восстановления Донбасса. Масштаб разрушений Донбасса таков, что потребуется новый «План Маршала», чтобы вывести этот регион из депрессии. Безусловно, задачей российской дипломатии станет поиск поддержки для восстановления Донбасса в странах ЕС и США, но будучи реалистами, нужно готовиться, что большая часть бремени по восстановлению региона ляжет на плечи России и Украины, и растянется на пару десятков лет.
5
Организовать двусторонний формат взаимодействия России и Украины
Направленный на поиск примирения и восстановления двусторонних добрососедских отношений. Безусловно, не стоит ждать от такого формата скорых результатов, но именно в интересах России сделать все возможное для нормализации отношений с одним из наиболее важных соседей.
Решение «донбасского» вопроса станет лакмусовой бумажкой для постпутинской России. Без адекватной реакции, оценки и осуждения российской агрессии на востоке Украины, невозможно представить полной нормализации отношений со странами Запада и с Украиной в политической и экономической сферах. Без полноценного содействия расследованию обстоятельств формирования «ДНР» и «ЛНР», а также выяснения ответственных за кровопролитие на востоке Украины, невозможно вернуть России статус благонадежного и договороспособного государства, открыв дорогу новым инвестициям, технологическому трансферу и новому качеству взаимовыгодного партнерства.

Отказ от принципа военного вмешательства как средства достижения политических или геополитических целей должен стать залогом формирования новой внешнеполитической доктрины, в первую очередь ориентированной на экономическое, культурное и политическое взаимодействие, экономическую интеграцию и открытость к внешнему миру. Только избавившись от подобных практик и внешнеполитического мышления, Россия может стать современным государством, выстраивающим прагматические и взаимовыгодные отношения и со странами Запада, и со своими ближайшими соседями.